Поиск на сайте

 

 

Северный Кавказ глазами его художников предстал перед жителями Ставрополя

 

В краевом музее изобразительных искусств открылась уникальная выставка художников республик Северного Кавказа и Ставрополья. При этом, что подчеркнуть стоит особенно, экспозиция формировалась из собственных архивов музея, собираемых по крохам на протяжении многих лет, задолго до развала Советского Союза. И сегодня нашим фондам, без ложной скромности, могут позавидовать всемирно известные галереи Москвы и Санкт-Петербурга.
Приурочили выставку ко Дню народного единства. Ведь смысл, заложенный в эту праздничную дату, для современной России, может быть, куда более актуален, чем в XVII веке, когда ополченцы «вынесли» из Кремля польских правителей. И в первую очередь для Северного Кавказа, раздираемого конфликтами и противоречиями.
Неважно даже, откуда и как на Русь  пришли интервенты, главное - что многонациональный, из разных сословий народ сумел преодолеть внутренние распри, сплотиться, не сгинув в междоусобных разборках.
По задумкам организаторов выставки, сам факт того, что она состоялась, звучит сегодня как призыв к единению наших народов, ведь культура не терпит вражды, но позволяет ощутить свою принадлежность к ней, почувствовать близость друг к другу. И потому, наверное, невозможно распознать, перу какого художника принадлежит та или иная картина: карачаевца, ингуша, русского, чеченца - истинное искусство наднационально. 
Не в меньшей степени объединяющее и сближающее начало неповторимых и по-настоящему самобытных работ прослеживается еще и в том, что источником, питающим национальные культуры, способствующим их взаимному обогащению, являются одинаково родные и понятные для всех народов традиции отечественной академической школы. Да и как иначе, если многие признанные мастера прошли российские художественные учебные заведения с их узнаваемыми направлениями. Многие авторы представленных работ стали народными и заслуженными художниками России, членами-корреспондентами РАН. 
Гостей выставки, на которую прибыли делегации из соседних республик, тепло, по- домашнему, встречали национальными блюдами Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, предлагая отведать лепешки, ханкалы, лакум, пирожки, настоянный на целебных травах чай. Ничего случайного: гостеприимство - одна из индивидуальностей Кавказа, а национальная кухня столь же древняя, как и история самих народов, его населяющих.
Открывает экспозицию полотно «Лезгинка» ростовского мастера Федора Черноусенко (1893-1960), к слову, участника организованной в 1924 году первой художественно-этно-графической экспедиции по местам только что образованного Северо-Кавказского края. Именно с зажигательной лезгинки танцевального коллектива «Казбек» стартовала официальная часть программы. И эта задумка организаторов тоже  не случайна - очень уж много копий было сломано за последний год в горячих дискуссиях по поводу этого потрясающе красивого танца.
Символично, что одно из центральных мест выставки занимает полотно «Тамада» художника из Карачаево-Черкесии Хаджи-Мекера Чомаева. На роль тамады на Кавказе всегда выбирали самого красноречивого и наиболее уважаемого старейшину, первый тост которого неизменно произносился за мир и благополучие. Картина напоминает, что собравшиеся за одним столом - братья, а Северный Кавказ - это не только сплетение и смешение народов, языков, культур, но еще умение понимать, относиться с уважением и почтением друг к другу.
Директор музея Зоя Александровна Белая лично провела гостей по выставочным залам, познакомив с работами каждого из представленных здесь мастеров. Вот далеко не полный список их имен: Леонид Черный, Владимир Грибачев, Хаджи-Мекер Чомаев, Сергей Санаков, Павел Зарон, Шалва Бедоев, Магрез Келехсаев, Магомед Шабанов, Хасбулат Юсупов, Курбанали Магомедов, Аманды Асуханов, Хамур Ахмедов, Михаил Аксиров, Сияра Аккизова, Герман Паштов...  Некоторые работы выставляются впервые.
На церемонии открытия вспомнили, как в одном из своих интервью великий пейзажист Павел Моисеевич Гречишкин, совершивший огромный человеческий и гражданский подвиг, обмолвился, что легче всего работалось ему именно на Северном Кавказе: это единственное на земле место, где его никто не мог обидеть. 
С тех пор Кавказ изменился. Но, глядя на работы художников, его прославляющих, не только восхищаешься богатством и колоритом края, но непременно задаешься вопросом: разве можно жить в разладе с этой удивительной красоты природой, с самим собой, населяющими эти места людьми?.. 
Всмотритесь в их выразительные лица, запечатленные на портретах, - и вы убедитесь: дело вовсе не в искусном владении языком пластики, индивидуальной манере повествования и множестве других необходимых для художника вещей, а в том, что авторов картин потрясали одинаковые страсти - горесть, радость, красота, счастье, любовь...           
…И жизнь кипела здесь всегда:
Цвели поля, паслись стада,
Зрел виноград на склонах гор.
И, мирной жизнью вдохновленный,
Народ легенды сочинял,
В которых красоту природы
И  свое счастье воспевал…

«Дайте Кавказу мир и не ищите рая на Евфрате, он здесь, он здесь...» - почти два столетия назад записал в дневнике Александр Бестужев-Марлинский, опальный декабрист, знавший и любивший языки и традиции горцев. Сегодня этот мир Кавказу несут художники. А их полотна, как брошенные в землю зерна, дают надежду, что из них когда-нибудь прорастут ростки мира и согласия.  
Продлится выставка самое малое до января (так обещает дирекция). Приходите и наслаждайтесь, любуйтесь, любите и дружите.

 

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий