Поиск на сайте

 

 

Краевая организация «Общественный контроль» и «Открытая» газета провели рейд по банковским офисам в Ставрополе. Проверяли, как здесь соблюдается закон «О защите прав потребителей». Соблюдается, оказывается, из рук вон плохо: клиентам «впаривают» заведомо незаконные условия кредитования, при этом лишают возможности даже пожаловаться на банк-нарушитель.
 
Сфера  интересов «Общественного контроля» необычайно широка: АЗС, супермаркеты, рынки…  Теперь вот - банки. Благо, что нарушения нынче процветают в любой розничной отрасли. Понятно, что в банке вам протухшую курицу, как в магазине, не подсунут. Только вопрос личного кошелька часто оказывается едва ли не важнее здоровья - при получении кредита вас могут в буквальном смысле «раздеть» или даже без жилья оставить. Примеров жадности российских банкиров - полно.
За три часа мы вместе с юристом «Общественного контроля» Мариной Некрасовой обошли восемь офисов разных банков. Марина - один из самых опытных в крае адвокатов по спорам о кредитовании. И от ее внимательного взора не ускользнет ничто.
Впрочем, порой и вглядываться не надо. Почти во всех банках отсутствует обязательный «Уголок потребителя» (причем, по закону, он должен быть назван именно так, а не «Информация» или «Клиенту»). Там обязательно должны размещаться «Книга жалоб и предложений», текст закона «О защите прав потребителей», список контролирующих органов (государственных и общественных) с телефонами и адресами.
В офисе «Национального резервного банка» на улице Артема операционист искренне заинтересовался, чего же не хватает у них на стенде «Уголок потребителя». Даже бумажку достал:
- Как-как, говорите, называется закон? О защите прав потребителей?
Зато во всех без исключения банках стены снизу доверху завешаны всевозможными грамотами и дипломами. Смотрите, мол, какие мы хорошие, а все остальное - неважно! Нас с Мариной в банках тоже выходили встречать управляющие или старшие менеджеры. Контроль, даже общественный, тут не привечают. И вот, например, какой диалог состоялся с управляющей офисом банка «Юниаструм» на улице Ленина:
- Почему у вас нет «Уголка потребителя»?
- Внутренним регламентом не предусмотрено.
Обезоруживающе! То есть некие внутренние инструкции для банкиров важнее, чем законы Российской Федерации. В офисе «Банка Москвы» временный управляющий также очень удивился, когда узнал, что закон «О защите прав потребителей» и список контактов контролирующих органов должны быть на видном месте. Его логика такова:
- Как потребитель, я понимаю, что всё это должно быть. Но как сотрудник… И вообще, у нас недавно Роспотребнадзор был с проверкой. Сказали, что всё хорошо!
Что же, охотно верится. Видимо, инспекторам разбираться в таких мелочах недосуг. Ведь в банках процветают нарушения куда серьезнее, чем отсутствие «Уголка потребителя». Например, чтобы ускорить оформление кредитов, банки стали использовать «типовые» кредитные договора, многие пункты которых явно ущемляют права потребителей.
- А можно ли изменить договор? - задавала Марина Некрасова стандартный вопрос во всех банках. Девушки-операционистки округляли глаза:
- Да как можно?! Это же документ, его нам из Москвы прислали!
Да, документ, но который, в соответствии с Гражданским кодексом, вполне можно изменить. Не нравится клиенту какой-то пункт или, наоборот, хочет какой-нибудь пункт добавить - пожалуйста (если, конечно, его желания не противоречат закону).
Самое частое нарушение в таких договорах - навязывание «левых» услуг страховки. По закону, дело это добровольное, причем банк должен предоставить вам на выбор минимум три страховые компании. А оплатить страховку вы вправе и сами - то есть из личных, а не из заемных средств. Только это требование закона, как мы выяснили, соблюдает лишь Сбербанк, где нам предложили на выбор аж четыре страховые компании.
А вот в соседнем «Ренессанс-кредите» никакого выбора нет: говорят, есть один страховщик, с которым работает банк, - и всё тут. Более того, страховой договор здесь заключается сразу на весь срок кредита (до трех лет). Хотя, по закону, его можно заключать не больше чем на год, чтобы сумма страховки ежегодно пересчитывалась к уменьшению.
Нередко же получить информацию о кредитах почти невозможно. Скажем, в офисе ВТБ-24 на улице Ленина на входе множество стоек с кучей всяких листовок. Вам предлагают поиграть на Forex, купить паи ПИФов, даже завести банковскую ячейку. И ни одного буклетика о кредитах. Хочешь узнать условия кредитования - отстоишь огромную очередь.
Как говорит Некрасова, это только цветочки. В Ставрополе всё еще работают банки, где продолжают взимать за операции по кредитам разные комиссии (законом они давным-давно отменены). Или существуют «плавающие» ставки, которые банк изменяет в одностороннем порядке (понятно, в сторону увеличения). Ну а этих злостных нарушителей мы посетим уже в следующий раз, также рассказав об итогах рейда на страницах «Открытой».
 

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий