Поиск на сайте

По просьбе «Открытой» ведущие российские и иностранные эксперты продолжают обсуждение проблем Кавказа

 

В №10 наша газета опубликовала статью «Вне зоны действия» об итогах проверки регионов СКФО Счетной палатой РФ, подтвердившей: астрономические бюджетные вливания в Северо-Кавказский регион не приводят к сколько-нибудь заметным социально-экономическим результатам. При этом финансовые вложения происходят на фоне все возрастающих в регионе политических рисков.
Однако никакие масштабные инвестиции невозможны без устранения политических угроз. Не случайно в республиках Северного Кавказа зарегистрировано всего 30 (на Ставрополье - 150) предприятий с участием иностранного капитала, хотя годом ранее их было вдвое больше.  В прошлом году прямые иностранные инвестиции пришли только на Ставрополье (более $40 млн.) и в Дагестан (чуть больше $1 млн.).
Очевидно, что без кардинального пересмотра политики федерального центра решить накопившиеся проблемы региона не удастся. Нужна серьезная идеологическая работа, ведь экстремистские идеи можно победить лишь современными гуманитарными идеями, созданием условий для учебы, труда, созидания.
Позицию по этому вопросу на страницах «Открытой» («В политике много абсурда», №11 от 23 марта 2011 г.; «Черная дыра», №12 от 30 марта 2011 г.; «Как вернуть больного к жизни?», №13 от 6 апреля 2011 г.) уже высказали известные эксперты по Северному Кавказу. Сегодня мы публикуем продолжение опроса.

 

Понадобятся десятилетия
Инна МИТРОФАНОВА, главный научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН (Волгоград):

- В прошлом году была принята стратегия развития СКФО до 2020 года. Создается впечатление, что ее разработчики всерьез хотят замирить Кавказ исключительно при помощи денежных вливаний, строительства курортов и производств, улучшая до бесконечности условия жизни местного населения. Только список инвестиционных проектов, включенных в стратегию и претендующих на господдержку, занимает 28 страниц печатного текста.
Однако регионам СКФО нужны системные решения, а не быстрый результат. Сейчас на Кавказе надо решать не пиар-задачи.
Кавказ – это территория, где законы экономики действуют не так, как в других регионах. Почему при сверхвысоком уровне безработицы, исчисляемой традиционными методами Росстата, в кавказских столицах «биржи труда» пустуют? Или почему при слабой загрузке нефтеперерабатывающих производств бензина с избытком хватает на всех?
Ответы на подобные вопросы и хотелось бы видеть в преамбуле стратегии развития Северного Кавказа. Глобальные же проекты, типа поворота сибирских рек или стимулирования миграции, в российской практике обычно свидетельствуют о нежелании власти разбираться в «мелких» проблемах, которые на самом деле и составляют суть всего.
Сформулированная Москвой задача строительства на Кавказе индустриальных гигантов мне кажется ошибочной и бесперспективной.
Главной целью стратегии развития округа считается трудоустройство порядка 400 тысяч человек. Такая «планка» – вполне в духе статистики по кавказской безработице, на которую также часто ссылаются федеральные чиновники: 50% в одном регионе, 30% – в другом...
Реально во всех северокавказских республиках безработица в разы меньше, и спрос на рабочие места может оказаться существенно ниже, чем его  нам представляют. Причем есть немало примеров, когда после открытия большого предприятия, скажем тепличного комплекса, местные жители не спешат там устроиться, предпочитая традиции самозанятости в мелком фермерстве, частном извозе, небольших мастерских.
Для модернизационного рывка за счет собственных ресурсов республикам Северного Кавказа потребуются десятилетия, если это вообще возможно. Поэтому основой развития сегодня могут стать лишь ресурсы федерального бюджета и крупных корпораций, сетевых структур, транснациональных компаний. Только вот последние не горят желанием развивать бизнес в конфликтном регионе. 

 

Разрыв между поколениями
Михаил РОЩИН, научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва):

- Очевидно, что можно закачивать большие деньги в регион, но этим всех его проблем не решишь. Нужны ответственные политические решения, в частности, направленные на развитие реальной федерализации.
Необходимо учитывать то, что народы, проживающие на Северном Кавказе, по многим своим этнокультурным параметрам сильно отличаются от основной массы населения России.
Другой важной особенностью региона является молодость его демографической структуры – тоже в отличие от остальной страны, где быстрыми темпами идет старение населения.
Вот почему проблема трудоустройства молодежи и ее обучения играет на Северном Кавказе особую роль. Здесь, вероятно, нужны специальные молодежные проекты и целенаправленная грамотная молодежная политика, так как разрыв в социально-политической ориентации между поколениями в регионе быстро растет.

 

Сохраните нацию
Александр КРЫЛОВ, президент Научного общества кавказоведов (Москва):

– В публикации «Вне зоны действия» ваша газета ставит вопрос: «Почему в республиках Северного Кавказа не работают законы экономики?» Но насколько верна такая постановка вопроса? Разве подобная проблема существует только на Северном Кавказе, при всем его этноконфессиональном своеобразии? Разве на Урале или Дальнем Востоке  экономические законы эффективно работают и население благоденствует?..
Многие эксперты и публицисты указывают, что, мол, на Кавказ направляется слишком много средств, и от этого страдают-де другие территории. Тем самым повторяются упреки к руководству СССР, которое оказывало помощь своим политическим и идеологическим союзникам за пределами страны. Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что главная проблема Союза заключалась вовсе не в этой интернациональной помощи. Так неужели сегодня главная для России проблема - это обеспечение Кавказа финансами?
В статье вы указываете любопытные факты. Например, в Чечне официально самая низкая зарплата чиновников среди всех регионов страны (меньше 10 тыс. рублей) – и это, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что там работают на откатах.
Но вот ведь в чем фокус: упрек в адрес Чечни был бы обоснован, если бы в других регионах (скажем, в Центральной России), было бы по-иному. Везде и всюду чиновники живут за счет откатов и распилов, разве что аппетиты и возможности злоупотреблений у них разные.
По моему убеждению, ситуация на Северном Кавказе принципиально не отличается от других российских территорий. Та же слабость раздутого государственного механизма, порочная кадровая политика со ставкой на «успешных менеджеров» (допустивших, в частности, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС), засилье монополий, отсутствие стратегии ускоренной модернизации экономики и общества, запущенность социальной сферы...
Как решать все эти проблемы? Много лет назад Александр Солженицын предложил лозунг всемерного «сбережения нации», который и должен стать основой российской политики. Но, увы, властями этот лозунг не услышан.
Без формирования социально гарантированного, защищенного в правовом отношении и экономически благополучного общества (оно пока еще есть на Западе – и в этом его главное конкурентное преимущество) у Российского государства не будет надежного тыла. А значит, и его исторические перспективы могут оказаться не столь успешными, как хотелось бы.

 

Кризис идей
Александр СКАКОВ, координатор рабочей группы по Северному Кавказу Института востоковедения РАН (Москва):

– Статья мне понравилась, ее автор профессионально и достаточно точно диагностировал основные экономические проблемы Северо-Кавказского федерального округа.
Однако выводы, к которым можно прийти после прочтения материала, неутешительны. В самом деле, возможности федерального центра (в условиях непреодоленных последствий экономического кризиса, завышенных социальных обязательств, наступающего предвыборного сезона) ограниченны. Пока их еще хватает на покупку лояльности региональных элит, но уже катастрофически не хватает на то, чтобы заручиться лояльностью и поддержкой широких масс населения. Основными экономическими проблемами для Северного Кавказа стали клановость, пропасть между народом и элитой, препятствующая обновлению последней, совершенно дикие социальные диспропорции.
Как ни странно, но фактор теневой экономики в регионе  пока играет несколько иную роль, чем на остальной территории России. Он способствует не столько криминализации общества, сколько сглаживанию социальных проблем, снимает остроту безработицы (доверять, правда, официальным данным тоже не стоит). Но в последние годы теневая экономика особенно сильно переплелась с клановостью, что сделало ее  мощным дестабилизирующим фактором.
У федерального центра еще есть время для поиска решений и выработки плана действий. Но никаких рецептов не предлагается. Да, общеизвестные законы экономики на Кавказе не работают. А потому там должна работать власть, создавая благоприятное поле для функционирования этих законов.

 

Опрос провел
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ
Продолжение - в следующем номере

 

соколов олег03 февраля 2014, 16:01

Кавказ нужен паразитам для весёлого времяпровождения. Остальным - чтобы вместо своих детей кормить и обеспечивать чужих. Это Путину позарез нужен весь мир, нормальному человеку своей деревни хватает. Вокруг себя работы непочатый край. Дорог, жилья нет, а Сочи, соборы строим. Власть бесится с жиру за чужой, за наш счёт. Распустили мы власть до беспредела, это добром не кончится.

олег18 апреля 2011, 00:14

проблему обучения и трудоустройства молодежи республик СКФО решать с помощью сети ПТУ с обязательным привлечением к трудовой деятельности. Но в армию их не брать, нельзя их учить военному делу, да и пацанят наших призывников мучить будет некому.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях