Поиск на сайте

 
История,открытия,личности
Рубрику ведёт кандидат химических наук Александр ЛЕОНТЬЕВ
 

Не так уж сложно и дорого

 
Полёты в космос перестали быть уделом лишь государственных аэрокосмических агентств и военно-промышленных  корпораций. Частные компании оказались очень успешными
 
Как сообщили мировые СМИ, в минувшую пятницу состоялся очередной успешный запуск американского возвращаемого грузового корабля «Дракон», доставившего на Международную космическую станцию (МКС) свыше двух тонн припасов и научного оборудования. Примечательным здесь является то, что данный полет для «драконов», уже третий по счету, был осуществлен частной ракетостроительной корпорацией «СпейсЭкс» (SpaceX), основанной в Калифорнии двумя энтузиастами от космонавтики всего 12 лет назад.
На фоне недавней новости о закрытии проекта создания отечественного гибридного автомобиля («Е-мобиль») инженерный и коммерческий успех предпринимателей из США не может не вызывать уважения.
«Открытая» предлагает читателям познакомиться поближе как с перспективами частного освоения космоса, так и с личностями «отцов-основателей» «СпейсЭкс» - первой в мире негосударственной компанией, разработавшей и построившей собственные ракеты для доставки грузов и спутников на орбиту Земли.
 
Люди и деньги
 
Идея создания корпорации «Космические исследования и технологии» (сокращ. «Спейс-Экс») принадлежит интернет-гуру Илону Маску, сооснователю электронной платежной системы «ПейПал» (PayPal). В 2002 году компания «Ибей» (Ebay), один из столпов мира онлайн-торговли, купила «ПейПал» за $1,5 млрд., что сделало 31-летнего Илона Маска обладателем примерно $165 млн. Новоиспеченный богач, однако, не собирался спускать деньги на футбольные клубы, благотворительность или яхты с виллами.
Всего несколько месяцев спустя, в том же 2002 году, американец основывает компанию «СпейсЭкс», главная цель которой, как было заявлено, «революционизировать ракетостроение с тем, чтобы отправить однажды человека к другим планетам».
По словам самого Илона Маска, уже в юном возрасте он решил для себя, что космос, интернет и возобновляемые источники энергии окажут наибольшее влияние на будущее человечества, а потому именно в этих областях он хотел бы применить свои способности и знания.
Как показало время, новообретенные миллионы не смогли убить в препринимателе юношеский идеализм, и помимо «СпейсЭкс» Илон Маск поставил на ноги и сделал коммерчески успешными также компании по производству электромобилей (2004 год, «Тесла Моторс») и генерации солнечной энергии (2006 год, «СоларСити»).
 
Через тернии к звёздам
 
Уроженец Южной Африки, бросивший в свое время аспирантуру, Илон Маск принес в «СпейсЭкс» 100 млн. собственных денег, здоровую одержимость идеей освоения космоса и четкое видение того, как это должно происходить. В свою очередь, воплощать в металле мечты миллионера-мечтателя довелось другому сооснователю компании – профессиональному инженеру-ракетчику Тому Мюллеру.
Именно под его руководством ракеты концерна обрели собственные кислород-керосиновые двигатели. Путь к успеху, однако, был отнюдь не безоблачным. Первые три пуска (2006-2008 годы) закончились неудачно, и «СпейсЭкс», равно как и его основателям, грозило полное банкротство.
Положение спас лишь безупречный полет ракеты-носителя легкого класса «Сокол-1» (Falcon-1) в сентябре 2008 года. Далее последовали другие успешные запуски и, как результат, лакомые контракты на доставку в космос спутников от различных телекоммуникационных компаний.
Однако самым щедрым работодателем для ракетостроителей-новичков стало НАСА - Национальное аэрокосмическое агентство США. В 2008 году последнее согласилось купить у компании за $1,6 млрд. 12 будущих полетов транспортных кораблей «Дракон» к международной космической станции для снабжения ее всем необходимым.
Затем $440 млн. НАСА выделило еще на то, чтобы приспособить эти «транспортники» для доставки на МКС астронавтов. Два года назад, 25 мая 2012 года, первый из зафрахтованных НАСА «драконов» успешно пристыковался к международной космической станции, а ориентировочно в 2015 году на частном «такси» от «СпейсЭкс» приедет на орбиту очередной американский экипаж МКС.
Таким образом, как надеются в национальном аэрокосмическом агентстве, продолжающаяся с 2011 года зависимость космической программы США от российских транспортных кораблей «Союз» будет полностью преодолена уже к 2017 году.
 
Секрет успеха
 
По воспоминаниям одного из друзей Илона Маска, обсуждая в далеком 2001 году возможность создания частной ракетостроительной корпорации, они быстро перешли от «нет, это невозможно – слишком дорого и сложно», к «интересно, а насколько на самом деле это дорого и сложно?». Спустя некоторое время это было уже «послушайте, парни, ну не может это быть настолько дорого и сложно», пока, наконец, оба не согласились, что «ничего особенного здесь нет, надо пробовать».
Так в 2002 году появилась «СпейсЭкс», насчитывавшая к концу 2005 года всего 160 сотрудников. Меж тем уже в 2008 году их количество возросло до 500, а в 2010-м - до тысячи. Сегодня свыше 3 тысяч человек трудятся в офисах, на пусковых площадках, в сборочных цехах и на испытательных стендах, разбросанных по разным штатам страны. Стоит отметить, что примерно 70% всех комплектующих «СпейсЭкс» производит сама. Максимальная унификация запасных частей и процессов вкупе с собственными оригинальными разработками в области ракетостроения привели к тому, что сегодня компания запускает в космос ракеты средней грузоподъемности «Сокол-9» (Falcon-9) всего за $58 млн. Это существенно дешевле стоимости запуска ракет-носителей аналогичного класса - российских «Протонов» ($100 млн.) или европейских «Ариан-5» ($135 млн.).
Неудивительно, что подтвержденный портфель заказов «СпейсЭкс» на ближайшие четыре года составляет свыше 50 пусков, из которых две трети - от негосударственных заказчиков. Как предполагают специалисты, еще один удар по позициям европейцев и россиян «СпейсЭкс» нанесет, введя в строй ракету тяжелого класса «Сокол Хэви», способную доставить 53 и 21 тонны полезных грузов на низкую и геопереходную околоземную орбиту соответственно. Первый пробный пуск планируется осуществить уже в этом году, а в перспективе «Сокол Хэви», по заявлениям представителей компании, сможет выводить в космос вдвое больше груза за втрое меньшую цену, чем любые ее конкуренты.
 
Пределов нет
 
Как если бы этого было недостаточно, «СпейсЭкс» хочет еще снизить стоимость запуска своих ракет – теперь уже примерно в 10 раз. Достичь этого планируется за счет повторного использования ускорителей первой и второй ступеней.
Предполагается, что по завершении задачи, используя залитый заранее некий избыток горючего, возможно аккуратно «посадить» ускорители на землю или в океан, сохранив, таким образом, всю дорогостоящую машинерию (топливные баки, реактивные двигатели, криогенная система и т.д.) для еще одного (двух, трех?) полета.
Подобная система испытывается компанией уже около трех лет. Так, в октябре 2013 года ускоритель первой ступени ракеты «Сокол-9» высотой с 10-этажный дом был поднят в воздух на 750 метров, а затем успешно возвращен на стартовую площадку.
И наконец, стоит отметить, что в погоне за деньгами государственных и коммерческих заказчиков основатели компании, похоже, не забывают о том, ради чего компания создавалась, а это освоение космоса человеком.
В недрах «СпейсЭкс» ведутся собственные исследования по программе «Красный дракон» (Red Dragon). Предполагается, что в 2022 году совместно с НАСА на Марс будет отправлен спускаемый аппарат, который возьмет образцы марсианского грунта и доставит их обратно на Землю.
Сам же Илон Маск уверен, что благодаря его компании уже в ближайшие 20 лет на Красной планете смогут побывать и люди.
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях