Поиск на сайте

В Ставрополе в государственном музее-заповеднике открылась выставка «Гжель – народные промыслы России». Предметы сервировки стола, посуда, часы, настольные лампы, мелкая пластика, фольклорные изделия – все это можно увидеть в ставропольском музее. Об истории и тайнах древнего русского промысла «Открытой» рассказала администратор выставки Галина ТЕРПУЗИДИ.

 

– Галина, «гжель» – это ведь не только название посуды, но и местности, где производят этот «небесный фарфор»?
– Так и есть, Гжель – это один из районов крупнейшего гончарного промысла в Московской области, в котором участвуют около 30 сел и деревень бывшей Гжельской волости. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы, там же в 1804-м основан первый фарфоровый завод.
Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего и двух гончаров. Но крестьяне Геннадий Храпунов и Ефим Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные производства. Однако завод Куликова так и остался лучшим, на котором производят фарфор.
– Почему гжельский фарфор расписывается только одной краской – синей?
– Так было не всегда. Знаменитый символ гжели – синяя роза – появился лишь в 1950-е годы, а до этого посуда расписывалась разными цветами, рисовали капельки, траву, листья. Хотя и сейчас встречается многоцветная гжель, но ее изготавливают редко, по спецзаказам.
С первого взгляда может показаться, что гжельская роспись – легкое занятие, ведь для нее используется всего лишь одна краска. На самом деле очень сложно передать все оттенки с помощью одной синей краски. Кстати, производится роспись кобальтом, который в ходе технологического процесса и приобретает характерный синий цвет.
– Говорят, существуют целые династии художников, расписывающих гжельский фарфор?
– В настоящее время существует большое объединение «Гжель», в состав которого входят шесть производств. Здесь трудятся представители династий, общий стаж которых больше 400 лет!
В Гжели создана непрерывная система воспитания и обучения молодежи. Она начинается с детсада, где дети делают первые попытки передать свои фантазии в глине, занимаясь лепкой. Затем – школа и Гжельский художественно-промышленный колледж, в мастерских которого студенты перенимают опыт потомственных художников.
– Многие изделия на выставке очень дорогие, а подделки часто встречаются?
– Встречаются, но легко вычислить. На обратной стороне каждого изделия находится фирменный знак завода-изготовителя. Его нельзя ничем стереть, потому что он под глазурной оболочкой. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно, не стирается, не тускнеет со временем. А на подделке этот знак легко смыть водой.
Настоящая гжельская роспись с годами не тускнеет, озаряя все вокруг белизной и синевой, в отличие от многоцветного надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
К тому же, если работа сложная и эксклюзивная, на изделиях автор ставит свою фамилию и инициалы. Например, у нас в экспозиции есть фарфоровая кукла императрицы Екатерины Великой, на ней написано: «роспись художницы Н. Андроповой», видите? Всего же на выставке представлено около 300 работ 22 мастеров-художников.
– А как вообще рождаются гжельские изделия?
– Все фигурки людей и животных, гирлянды цветов и трав художники придумывают сами, ни один узор не повторяется. На изготовление большого квасника или чайника уходит как минимум месяц, а чтобы его расписать – еще недели три.
Сначала изготавливают форму, так называемое «тулово», потом приклеивают к чайнику ручки, носик, фигурки, затем художники наносят карандашом контур рисунка и только после этого раскрашивают кистью. Ошибаться нельзя, потому что чайник после обжига в печи становится в два раза меньше, чем его первоначальная версия.
Перед росписью изделие обязательно проверяется на наличие микротрещин. Если есть хоть небольшая трещина – изделие может в печи взорваться, потому что обжигается оно в течение 36 часов при температуре 1100 градусов. При взрыве оно может повредить не только рядом стоящие фигурки, но и саму печь, а она стоит очень дорого.
Вот так мастерство скульпторов и виртуозная кисть живописцев превращают простые бытовые вещи «Гжели» в подлинные произведения искусства. Описать их невозможно, так что приходите в ставропольский музей и увидите все собственными глазами!

 

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях