Поиск на сайте

 

Замечательный историко-культурологический проект осуществил краевой музей изобразительных искусств, организовав выезд местных художников в места бытования казаков-некрасовцев – в поселок Новокумский Левокумского района. Итогом стала роскошная выставка работ живописцев, посетить которую стоит каждому ставропольцу

 

Вот уже полсотни лет в Левокумке после возвращения из Турции проживают казаки-некрасовцы, потомки донских казаков, участников Булавинского восстания 1707-1708 годов, не принявших реформ Петра I и пытавшихся отстоять свое государство.
Идея устроить в местах бытования казаков-некрасовцев пленэр обернулась не просто очередной талантливой творческой акцией, но в некотором роде явилась началом большого проекта. Дело в том, что с момента переселения некрасовцев из Турции на ставропольскую землю их частыми гостями сразу же стали лингвисты, фольклористы, искусствоведы, историки, краеведы, поэты, писатели, журналисты…
Но художников в этом ряду не оказалось. Почему? Теперь, наверное, это и неважно, главное – живописцы, наконец, тоже причастны к большой, насыщенной яркими историческими событиями теме.
Так, теплым красочным октябрем десяток подвижников под неформальным началом народного художника России Валерия Арзуманова дружно отправились в поселок Новокумский в поисках впечатлений для новых работ. Имена мастеров, вошедших в группу, в представлении не нуждаются: живописцы и графики Леонид Чёрный, Дмитрий Гущин, Алла Чемсо, Николай Авсаджанов, Василий Чуйков, фотохудожники Алексей Заморкин и Юрий Мататов.
К делу подступились серьезно, по-научному: ознакомились с историей и бытом этноса (центр традиционной культуры казаков-некрасовцев и молокан, также в 1960-х переселившихся на Ставрополье из Турции, был передан на правах филиала музею изобразительных искусств семь лет назад), посмотрели фильмы и архивные записи. Многое почерпнули из живого общения с членами общины, уважаемыми в Левокумье людьми (многих запечатлели в своих работах).
Никита Васютин, нынешний атаман некрасовцев, на стенах своего дома изобразил турецкую государственную символику, портрет первого президента республики Мустафы Кемаля Ататюрка и карту далекой страны, где довелось родиться.
Так уж получилось, что Турция для переселенцев стала родиной, но Россия – исторической родиной предков. Как говаривал атаман Василий Порфирьевич Саничев, который и привел некрасовцев из Турции: «Мы пришли до своего языка, исполнили завет Игната Некрасова – кровь не замарали и язык двухсот пятидесяти годов сберегли».
Отцу Никифору, настоятелю старообрядческого храма в Новокумском, в 1962 году, когда некрасовцы перебрались на Ставрополье, было всего семнадцать. Церковь казаки построили сразу по приезде. Сегодня это небольшое турлучное, вытянутое наподобие барака здание, давно нуждающееся в ремонте. Наверху сиротливо умостились два небольших купола-луковички из нержавейки, был когда-то там и колокол, но его из соображений безопасности сняли, повесив под навесом поблизости.
Почти все иконы привезены из Турции, но их было бы больше, если бы не усердие советской таможни. Молодежь в церковь почти не ходит, но хуже, что дорогу сюда забывают старожилы: в Турции двое из переселенцев служили пономарями, а как переехали – сюда ни ногой.
Несмотря на известность (в сентябре в самом поселке прошел международный форум, посвященный феномену некрасовцев), трагическая и в то же время светлая история казаков обрела новое дыхание. Художники постарались открыть современникам доселе скрытые ее смыслы, предприняли попытку по-иному взглянуть на происходящее. О том, как гордые, свободные, трудолюбивые люди ушли на чужбину и вернулись на родину два с половиной века спустя, как обустраивались на новом месте, емко и в красках повествует музейная экспозиция.
Кроме того, к открытию выставки в музее состоялась презентация уникального издания – «Семантического словаря говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием», подготовленного группой ученых СКФУ под руководством доктора филологических наук, профессора Виолетты Грязновой.
Проект, стоит отметить, состоялся при финансовой поддержке Российского общества преподавателей русского языка и литературы, а также Россий-ского гуманитарного научного фонда. 

 
 
Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях