Поиск на сайте

Что делать с «левыми» перевозчиками, которые заполонили дороги Ставрополья?

 
Ответ на этот вопрос сообща искали на очередном заседании Общественного совета при краевом министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта. Ведь сегодня нарушения и на автобусных маршрутах, и в таксопарках продолжают процветать, от чего страдают, прежде всего, рядовые пассажиры.
 

Заместитель начальника отдела транспорта министерства Азрет Аджиев отчитался, что за прошлый год его подчиненные провели 225 выездных проверок, по результатам которых составлено 95 рапортов и 35 актов о нарушениях, а также возбуждено 105 административных дел.

По итогам их рассмотрения на автобусных перевозчиков наложили штрафов на общую сумму почти 1,9 млн. рублей, только вот взыскано втрое меньше.

Самые частые нарушения касаются правил безопасности перевозок. Стоит напомнить, что еще в 2007 году был принят федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в котором закреплены жесткие условия безопасности и для автовокзалов, и для самих перевозчиков.

В каждом рейсовом автобусе должна быть тревожная кнопка, передатчик «Глонасс» и онлайн-камера, которая охватывает хотя бы центральный проход в автобусе. При этом, говорит министр Игорь Васильев, на всю страну разработкой проектов занималось лишь 16 аккредитованных организаций, а выдачей лицензий - всего четыре чиновника.

Разумеется, очередь гигантская! Поэтому и нормы закона, вышедшего еще в 2007 году, реализуются далеко не всеми и не везде. У многих перевозчиков просто нет средств на то, чтобы исполнить требования, которые к тому же постоянно ужесточаются.

 
 

Многие бизнесмены нагло пользуются лазейками в законе. Речь о так называемых договорах фрахтования (срочного заказа), когда пассажиры якобы сообща арендуют маршрутку, чтобы поехать из пункта А в пункт Б. Набилась полная маршрутка, водитель подсунул каждому листик бумаги на подпись – и поехал.

Нужна такая «бумага» для того, чтобы обезопасить себя от возможных проверок на дорогах. Ведь такие «чартерные» маршрутки работают без лицензии и без договора с министерством транспорта края.

По словам Азрета Аджиева, таких нелегалов на все Ставрополье сегодня осталось чуть более двухсот, и борьба с ними продолжается. Ведь они отбирают хлеб у легально работающих перевозчиков.

Представьте ситуацию. Покупаете вы на автовокзале билет, а кассир вам услужливо говорит: лучше за угол зайдите, там дешевле поездка, и график удобный, через пять минут маршрутка отправляется, а билет купите на месте, у водителя.

Автор этих строк однажды лично попал в подобную ситуацию на автовокзале в Минеральных Водах. То есть налицо хорошо отлаженный теневой бизнес, в который вовлечены сотни людей. Как разрушить эту систему?!

***

Сейчас краевой парламент внес на рассмотрение в Госдуму России поправки к Уставу автомобильного транспорта, которые конкретизируют само понятие «договор фрахтования». Во-первых, заключать его перевозчик будет вправе не позднее чем за 12 часов до выезда. Во-вторых, в бумаге должны быть четко прописаны тип и марка автомобиля, приведен полный список пассажиров, сроки перевозки, фиксированный размер платы.

Предложения ставропольских депутатов поддержали коллеги из Кабардино-Балкарии, Астраханской области и Алтайского края. Однако Госдума отклонила законопроект в первом же чтении. Видимо, даже там сидят лоббисты теневого бизнеса.

Зато недавно были приняты поправки к федеральному закону «О пассажирских перевозках», которые обяжут перевозчиков, которые работают по договорам фрахтования, согласовывать пункты и время отправления с региональными минтрансами. Пока что это касается только маршрутов между разными регионами.

Чиновники теперь смогут отказать перевозчику, если он захочет, чтобы конечный пункт его маршрута находился рядом с автовокзалами (ясно, чтобы перехватывать чужой пассажиропоток).

Еще одна головная боль для чиновников – это такси. Сегодня на территории Ставрополья их официально почти 10,5 тысячи, среди них львиная доля – это индивидуальные предприниматели.

Предприниматели имеют право получить в минтрансе края лицензию, но многие пользуются уловкой: становятся на налоговый учет в качестве ИП, получают лицензию, а на следующий день снимаются с налогового учета. Таких нелегалов, по словам Игоря Васильева, на все Ставрополье около 2,5 тысячи.

***

За прошлый год совместно с ГИБДД проверили 700 легковых такси, и почти в каждом случае выявляли нарушения. Самые частые – это когда машина не была покрашена в желтый цвет (хотя это требование вступило в силу еще с 2013 года), не имела «шашечек», таксист не проходил перед рейсом медицинский осмотр, а его машина – технический.

Либо мировой судья откажется его арестовывать (поскольку это единственный источник получения средств к существованию), либо его разжалобит слезный шофер рассказами о том, что ему нужно срочно ехать за больным дядей. И это не преувеличение, а картинки с натуры.

Причем это проблема не только Ставрополья. По словам Игоря Васильева, хотя норма о конфискации нелегальных такси в России работает уже четыре года, за это время реально арестован был лишь один автомобиль – в Хостинском районе Сочи.

Возможно, следующий пример будет уже на Ставрополье. По словам Васильева, за прошлый год количество жалоб граждан на транспортное обслуживание уменьшилось на треть. А это главный показатель того, что министерство на верном пути.

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях