В 130-летний юбилей известного в прошлом и несправедливо забытого ныне талантливого педагога Антона Семёновича Макаренко в крае не вспомнили.
А поучиться у него есть чему - воспитателям, преподавателям, родителям
Антон Макаренко:
- Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно.
- В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. Противоположностью коллективизма является индивидуализм. В некоторых семьях по причине плохого внимания родителей к этим вопросам воспитываются такие индивидуалисты.
Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привык только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью со всем советским обществом, если он растет жадным потребителем - это и есть воспитание индивидуалиста, который потом может принести много вреда и всему обществу, и самому себе.
- Наказание должно быть объявлено такой же естественной, простой и логически вместимой мерой, как и всякая другая мера. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. К наказанию нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания. Оно должно быть чрезвычайно индивидуальным.
Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
Антон Макаренко
Само понятие коллектива в настоящее время подвергается несправедливой критике, мол, народ наш уже не тот, что раньше, когда строем ходили.
Отношение к коллективу двойственное: с одной стороны, он подавляет личность, делает ее безликой, стрижет всех под одну гребенку, а с другой - личность воспитывает.
Все прекрасно помнят выражение классика, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Апологетами коллективизма были знаменитый русский писатель Алексей Максимович Горький и педагог-новатор Антон Семенович Макаренко.
Первому 16 марта исполнилось 150 лет со дня рождения, второму 1 марта - 130 лет. И если юбилей Горького местами еще отмечается, хотя и не так широко, как раньше (в Ставропольском строительном техникуме, например, прошла учебная конференция), то о Макаренко практически ничего не было сказано, кроме нескольких газетных статей в центральной прессе.
А ведь наследие великого советского педагога - неотъемлемая часть мировой культуры, что признано ЮНЕСКО.
В 90-х годах прошлого века наследие Макаренко в России было сдано в архив. В эти «лихие» и «перестроечные» в педагогику стали проникать западные (в основном американские) новомодные концепции, где во главу угла ставился ученик и достижения успеха любой ценой. А если ты успеха не достиг, то ты лузер, по-нашему неудачник.
Образование перешло в сферу услуг, а знания и культура объявлены товаром.
Началась беспощадная критика советской системы образования, старательно насаждалась мысль, что коллектив подавляет личность. Тему поддержали даже поэты (Алексей Остудник):
Были недостатки у советской системы образования? Конечно! Но как всегда, с водой выплеснули и ребенка.
Образование деятельно перекраивалось, да и сейчас, чего греха таить, перекраивается по западному образцу.
И хорошо было бы брать лучшее, но, напротив, мы выхватываем что-то наугад. Идет внедрение англоязычных терминов, непонятных большинству преподавателей, тестового обучения, новомодных, но бестолковых методик. Дошло до того, что вместо «живого» преподавания предлагается проводить онлайн-курсы.
Совершенно невозможно понять, для чего все это делается, ведь мы же не американцы, не англичане, не французы. У нас своя богатая культура, давшая миру великих писателей, а из педагогов - Константина Ушинского, Василия Водовозова, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского…
Конечно, нельзя дважды войти в реку времени и полностью скопировать систему Макаренко. Это бессмысленно, да и просто невозможно.
Но почему бы не взять его методы воспитания в коллективе и через коллектив, которому присущи высокие морально-нравственные установки? Здесь же особую роль играет семейное и трудовое воспитание.
Надо умело сочетать индивидуальный подход с педагогикой коллектива. Ведь сейчас преподаватель практически бесправен по отношению к ученику, у которого все права. А где обязанности? Вот вопрос.
Закончить хотелось бы словами Горького, обращенными к Макаренко: «Удивительный вы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нуждается».
Добавить комментарий