Поиск на сайте

 

 

Выставка «Он, Она и их истории» предлагает разгадать тайну литературных героев - мужчин и женщин, связанных  большой любовью

 

Открылась выставка в краевом музее изобразительного искусства, и построена она на произведениях графики, живописи, скульптуры, театрально-декорационного искусства, репродукциях и архивных материалах из фонда музея.
В основу практически всех работ положены образы женщин - им поклонялись, их обожествляли, воспринимали как дарительниц новой жизни. Все они из разных времен и эпох, по-разному сложились их судьбы.
Одни несут в себе образцы добродетели, материнской любви, супружеской верности. Но есть и другие истории, полные драматизма, иногда граничащие с пороком, что, наверное, неизбежно при столкновении разных характеров, устремлений, страстей.
Судьбы литературных героев продолжают волновать наших современников, вызывая сочувствие, осуждение, ярость. Бессмертны образы Клеопатры и Антония, Ромео и Джульетты (Шекспир), Евгения Онегина и Татьяны Лариной (Пушкин), Печорина и княжны Мэри, Тамары и Демона (Лермонтов), Грушеньки и братьев Карамазовых, Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова (Достоевский), Наташи Ростовой и Андрея Болконского, Анны Карениной и Алексея Вронского (Лев Толстой). Истории их любви проникнуты переживаниями страстными, на грани жизни и смерти.
Да и судьбы самих авторов поэм и романов зачастую тоже были не менее драматичны, чем у их героев. Чувства Пушкина и Натальи Гончаровой, Лермонтова и Вареньки Лопухиной, Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе могли бы стать сюжетами новых романов, трагедий, стихов. Свою жизнь посвятили мужьям Софья Андреевна Толстая (Берс), мать тринадцати детей, и Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина), ставшая для писателя ангелом-хранителем.
Наталкивают на размышления и волнуют отношения Маяковского и роковой женщины Лили Брик, Анны Ахматовой, Николая Гумилева и художника Амадео Модильяни, Сергея Есенина и Айседоры Дункан. Непростые истории любви были у Чехова, Горького, Бунина.
Основу выставки составили работы художника из Санкт-Петербурга Анатолия Захаровича Давыдова - это портреты Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой, Гумилева, Булгакова,  Пастернака, Цветаевой, писателей более позднего времени, таких как Василий Шукшин и Белла Ахмадулина.
Мемориальные портреты Анатолий Давыдов начал создавать в 60-е годы прошлого века, в первую очередь изображая писателей и поэтов, которых любил больше всего.
Выполненные, как правило, в технике литографии, его работы отличаются богатством форм и оригинальностью рисунка, став своеобразными новеллами. Художник признавался: «Я не ищу сходства, я одариваю свои персоналии теми чертами, которые в них угадываю, романтизирую их, одушевляю...»
Много в 20-40-е годы прошлого века иллюстрировал русскую и зарубежную классику  признанный мастер графики Константин Иванович Рудаков. Одним из любимых его авторов был Пушкин, к роману «Евгений Онегин» он обращался многократно. В экспозиции представлена одна из иллюстраций Рудакова, изображающая сцену свидания Татьяны и Евгения.
Художник создал выразительные акварели к произведениям Ги де Мопассана и Эмиля Золя. Яркие и сочные иллюстрации к «Пышке» и «Нане» точно передают характер героев, окружающую их обстановку.
Представлен на выставке классик книжной иллюстрации Федор Денисович Константинов, работавший в технике ксилографии (гравюра на дереве) с присущей ему  лаконичностью изобразительных средств и предельной выразительностью композиции.
Одним из любимых писателей художника, к которому он обращался в течение всей творческой жизни, был Шекспир. У гостей музея есть редкая возможность полюбоваться его иллюстрациями к произведениям «Антоний и Клеопатра», «Генрих  IV», «Ричард III».
В экспозиции представлены графические произведения народного художника России Владимира Николаевича Минаева, создавшего цикл графических произведений – иллюстраций к роману Достоевского «Братья Карамазовы».
Широко в качестве иллюстратора литературных произведений известно творчество Михаила Александровича Врубеля. Несомненным шедевром художника в этой области считается серия его работ к поэме Лермонтова «Демон».
На выставке представлены сцены свиданий Демона и Тамары, правда, это лишь факсимильные репродукции работ. Подлинные произведения этого цикла находятся в фондах Третьяковской галереи.
Репродукции еще одного художника, знаменитого советского графика и рисовальщика Дементия Алексеевича Шмаринова, знакомят с образами произведений Льва и Алексея Толстых, Достоевского, Шекспира. С начала 30-х Шмаринов - один из самых активных книжных иллюстраторов, его графическое прочтение литературных произведений   отличается потрясающе глубоким знанием былых времен, обстановки ушедшего быта, неизменной эмоциональной насыщенностью.
В иллюстрациях к «Преступлению и наказанию», следуя за автором, художник, с одной стороны, показывает обреченного на одиночество главного героя, а с другой - трепетную, хрупкую, как бы освещенную изнутри, душу Сонечки Мармеладовой.
По-новому прочитал Шмаринов и величайшую эпопею - роман «Война и мир», создав цикл из 70 рисунков. Одна из лучших работ этой серии - «Наташа после смерти князя Андрея».
Семь лет вдохновенной работы отдал художник созданию иллюстраций к роману Алексея Толстого «Петр Первый», которую, что интересно, вел в тесном контакте с автором книги.
Проникнуться чувствами, разо-браться в мотивах поступков литературных героев посетителям музея помогут и работы наших современников, среди которых ставропольцы  Герасим Киракозов, Виктор Иванов, график Сергей Донцов.
Что ж, тема любви, верности, преданности вечна.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий