В крае хотят построить ряд малых гидроэлектростанций. Есть ли повод для радости?
Для этого задействуют две крупнейшие ирригационные системы - Большой Ставропольский канал (обеспечивает водоснабжение центральной, северо-восточной и восточной частей края, используя воду Кубани, Терека и Кумы), а также Кубань-Егорлыкскую обводнительно-оросительную систему (на базе Невинномысского канала).
Высокую эффективность капиталовложений, по словам министра, обеспечит сам рельеф местности, имеющей значительные перепады высот. При этом не потребуется создавать водосбросные сооружения и изымать из оборота сельхозугодия – проект предполагает строительство только водоводов и зданий.
Ну что можно по этому поводу сказать. Конечно, любая дополнительная генерация электроэнергии на территории края для экономики несомненный плюс. Много электричества от пяти малых ГЭС ждать не приходится, но на 300-400 МВт (для сравнения: установленная мощность самой крупной в крае Ставропольской ГРЭС составляет 2400 МВт) рассчитывать, наверное, можно.
Между тем ничего кроме создания сотни рабочих мест и небольшого ручейка в бюджет за аренду земли от реализации инвестиционного проекта край не получит. Строительство это, прежде всего, интересно самой компании «РусГидро», которая повысит капитализацию, получит дополнительную прибыль.
Основные вопросы, важные для края, - энергетическая безопасность и контроль тарифов - останутся открытыми, в их решении подвижек не будет.
Только модернизация краевого энергетического комплекса позволит сократить производственные издержки, обеспечить устойчивую работу систем электро-, тепло-, водоснабжения, исключить техногенные аварии, наконец привлечь инвестора на условиях, выгодных краю. Но для этого нужно понимание проблемы и желание что-то менять. А вот с этим у нас сложности.
Больше года назад специалисты-практики предложили выделить из министерства ЖКХ в отдельную структуру производственный блок (котельные, коммуникации до границ балансовой принадлежности, насосные, трансформаторные подстанции). Необходимо это для того, чтобы не «скрещивать» запущенные проблемы стратегического энергетического комплекса с жилищной и коммунальной сферой (ремонт зданий, благоустройство дворов, дорог и тротуаров, уличное освещение и проч.), решать их последовательно и эффективно.
После этого на базе нынешних ГУПов (тепло, вода и электричество) создать единый краевой топливно-энергетический комплекс, состоящий из трех профильных сетевых предприятий и одной сбытовой компании, способной конкурировать с монополистом ОАО «Ставрополь-энергосбыт». Под активы вновь созданных структур можно очень даже хорошо кредитоваться, действуя в соответствии с разработанной дорожной картой по снижению издержек.
Однако к рабочему рассмотрению этого предложения даже не подступались. Почему?
Причин несколько. Во-первых, этим просто некому заниматься - в правительстве полно строителей, но почти нет энергетиков. А во-вторых, очень чиновникам не хочется ссориться с монополистами в лице «РусГидро» и «Ставропольэнергосбыта».
Год прошел, как в крае объявили об экспериментальном внедрении в Кисловодске программы «Умный город», представляющей собой комплексную систему учета и диспетчеризации в сфере энергетики. В режиме реального времени система должна была собирать данные со всех приборов учета - квартирных, коллективных, установленных на предприятиях, и передавать их на главный сервер. Разработка должна не только бороться с неплатежами и хищениями, но также исключить человеческий фактор при снятии показателей. Это, как обещали, позволит экономить до 40% энергоресурсов.
Идея, возможно, и впрямь хорошая. Но даже в рамках эксперимента о ней с тех пор даже не вспомнили. Ничего не слышно и о том, как в краевых коммунальных предприятиях собираются сокращать технологические потери, а это ведь приличные цифры. В случае электроэнергии - около 20%, в случае тепла и воды - вдвое больше.
Вот оно поле для деятельности, только пахать некому.
Добавить комментарий