Поиск на сайте

Своими размышлениями о нынешней экономической ситуации в России в беседе с корреспондентом «Открытой» газеты делится член Совета Федерации от краевого правительства, доктор философских наук Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ
 
 
– Анатолий Антонович, еще недавно все СМИ взахлеб писали о том, что до конца этого года Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). И в последний момент США дали нам от ворот поворот - причем сразу после питерского саммита «Большой восьмерки». Вы как член парламентского комитета по международным делам как оцениваете эту ситуацию?
- От того, что Россия не вступила в ВТО, никакой беды не случилось. Когда постоянно говорят о том, что нам надо в ВТО, у меня возникает закономерный вопрос: а кому конкретно надо? Да, может быть, господа министры Кудрин и Греф действительно рвутся в эту организацию, но остальная Россия там по меньшей мере будет лишней.
Сейчас по нормам ВТО готовы работать только 11% отечественных предприятий. Фактически, при вступлении в организацию придет конец многим отраслям нашего внутреннего производства. Как итог - безработица, рост импорта и, соответственно, цен. А это чревато уже социальными потрясениями. Так что перед тем как отрезать, нужно будет еще тридцать семь раз отмерить.
- Сотрудничество России и Евросоюза, объединяющего сегодня 25 государств, тоже идет сегодня не слишком успешно. Почему оно тормозится?
- Просто не всегда оправдываются взаимные ожидания России и Евросоюза. Объединенную Европу не устраивает уровень демократических свобод в нашей стране, а нас - объемы экономического партнерства с ЕС. Все дело вот в чем. Экономическая архитектура Евросоюза (как единого континентального целого) отстает от развития общеевропейских политических институтов. В какой-то мере эти институты остаются «вещью в себе», работая вне реальной социальной жизни. Россия же, напротив, находится на том этапе развития, когда возрождение ее экономики опережает созревание демократических ценностей.
Видя это, у кого-то на Западе возникает желание: а не привить ли нам демократические идеалы в России силой?! Такие идеи озвучивает и «мировой жандарм» в лице США, и иные политики Европы. Но насильно сделать кого-то счастливым невозможно - российское общество должно само дозреть до таких идеалов. Сегодня для десятков миллионов россиян, живущих за чертой бедности, демократия и свобода - пустой звук, если не издевательство. Ведь демократия - в самом сознании человека, а не в каких-то ритуалах, например, в участии в выборах. Свобода - это способность к выбору, а свобода, ограниченная нищетой, - своеобразная форма рабства. Поэтому, не сделав страну благополучной, мы никогда не взрастим здесь демократию.
- То, что вы говорите о нашей демократии, пустой звук и для некоторых российских богатеев. Например, для сырьевых олигархов. Для них главное - увеличение прибыли, расширение рынков сбыта, а для этого им нужен выход на международную арену, в Евросоюз, ВТО, НАТО… Интересы России они переросли.
- Не переросли, а просто переступили через них. Сейчас основа богатства нашей страны - природные ресурсы (коих на территории России сосредоточена треть от общемировых запасов). А если быть точным, то не сами ресурсы, а прекрасная конъюнктура цен на них на рынках планеты. Это шальные деньги. Ведь добыть и продать баррель нефти намного проще, чем разработать и создать какой-то механизм, предмет, услугу с такой же конечной стоимостью.
Достаточно сказать, что Россия за последние 10 лет привлекла к себе лишь 0,3% мировых инвестиций! Это катастрофически мало, учитывая огромные масштабы нашей экономики и громадный ее потенциал. Но чтобы поднимать технологичные отрасли, нужна воля, время, усилия. Поэтому никто не спешит расставаться с сырьевыми легкими деньгами!
- Мы с вами снова приходим к избитой истине: России нужно больше ориентироваться не на наращивание экспорта, а на внутренний рынок. Но разве те же сырьевые олигархи пойдут на подобную реформу? Скажем, «Газпром» продает газ за рубеж по $200 за кубометр, а внутри России - максимум за $70. Зачем ему переориентироваться на внутренний спрос?
- Никто не заставляет его отказываться от экспорта, это пусть и государственная, но все же компания. С другой стороны, нельзя ставить знак равенства между интересами «Газпрома» или любой другой сырьевой монополии и интересами России в целом.
- Но как соблюсти этот разумный баланс интересов?
- Идеальное решение, на мой взгляд, - это концессии. То есть форма государственно-частного партнерства, при которой государство уступает право эксплуатации какого-либо производства, земельного участка, инфраструктуры частной компании. Бизнесмен (концессионер) извлекает из этого имущества прибыль, а государство получает арендную плату и возможность развития тех отраслей хозяйства, до которых у него самого не доходят руки.
За концессиями - будущее России. Только таким способом мы можем заинтересовать зарубежный бизнес вкладывать в нашу страну деньги. По расчетам экспертов, в ближайшие лет десять сумма таких вложений может составить $7-8 трлн. Это та планка ресурсов, которые необходимы, чтобы поднять отечественное производство до мирового уровня. И подчеркиваю: ресурсов не в виде денежных займов, а исключительно новых технологий!
- Иными словами, вы предлагаете открыть границы для иностранного капитала. Но как это воспримут поборники нашей «великодержавной» идеологии? Опять ведь будут кричать: Россию продали Западу.
- Сегодня мы находимся в таких условиях, что нам придется выбирать: либо изживающая себя великодержавная идея, либо эффективная экономика и социал-демократическое преобразование страны. Возьмите, к примеру, Зауралье. Население России к востоку от Урала сокращается, как шагреневая кожа. И если не допустить к природным ресурсам этих территорий законопослушных концессионеров, которые способны создать здесь миллионы рабочих мест, то вряд ли можно надеяться, что данная территория останется нашей.
Вообще, почему мы должны бояться иностранных инвесторов, и в то же время холить и лелеять отечественных олигархов - людей, которые хотят хапнуть побольше, а там трава не расти. Многие из них невесть как получили лицензии на полсотни лет и, заручившись небескорыстной дружбой в верхах, жесточайшим образом, варварски эксплуатируют наши недра.
- С другой стороны, вряд ли стоит ожидать, что в Сибирь или на Дальний Восток завтра же валом повалят европейские компании…
- А почему именно европейские?! Не сошелся ведь свет клином на Европе. 80% национальных богатств России сконцентрировано за Уралом, а это в экономическом отношении практически не освоенная территория - особенно в сравнении с Предуральем. В то же время на долю Европы приходится две трети объема отечественных торгово-экономических связей. То есть перекос между европейской и азиатской частями страны только увеличивается. Хотя исторически у нас очень прочные связи со многими государствами Азии. Так что России в XXI веке нужно поворачиваться на Восток.
- Но какими экономическими «пряниками» мы можем привлечь наших восточных соседей?
- Взять хотя бы Курильские острова. Вместо того, чтобы ломать с японцами копья вокруг спорной территории, мы можем отдать их в концессию Стране восходящего солнца на 40-50 лет. Пускай строят здесь современную, технологичную инфраструктуру, поднимают социальную сферу.
Срочной модернизации требует Транссибирская магистраль. Почему бы к этому проекту не привлечь Корею, Японию, Китай, которые напрямую заинтересованы в существовании кратчайшего пути из Азии в Европу?!
Сегодня большую часть леса в Восточной Сибири кругляком забирает Китай, словно короед, опустошая огромные лесистые территории. Мы же можем поставить задачу переработки леса на российской территории, с целью привлечь в Сибирь китайских, японских, корейских концессионеров.
- Из ваших слов следует, что для иностранных инвесторов в России главное поле деятельности - недра, леса, вода… Но это опять-таки перекос в сырьевую экономику!
- Вовсе нет! Мы ведь будем «гнать» за границу не сырую нефть и лес кругляком, а продукты сырьевой переработки - сжиженный газ, бензин, деревянный брус.
- Но что мешает нам, скажем, сдавать в концессию объекты социальной сферы, как обещают некоторые госчиновники?
- Крайне наивно полагать, что в концессию можно сдать Дом культуры, больницу, детский сад… Где вы найдете инвесторов-благотворителей для таких целей? Зато можно оговорить с концессионером, который берет в разработку месторождение полезных ископаемых, что и сколько он вложит в социальную инфраструктуру региона. Чтобы на отдельно взятой территории экономика, как локомотив, потянула за собой демографию, «социалку», включая даже культурное меценатство…
- Вы говорите очень правильные вещи, Анатолий Антонович. Но есть одно «но». Закон «О концессионных соглашениях» в России был принят еще в 2004 году, и до сих пор не заработал.
- Формальная причина в том, что правительство не разработало необходимые подзаконные акты. Я буду поднимать этот вопрос на ближайшей сессии Совета Федерации, уже в сентябре. Кроме того, буду предлагать внести поправки в текст самого закона. В частности, чтобы концессионерам (в том числе иностранным) разрешили использовать наши природные ресурсы - как вы говорили, недра, леса, воду… «Осилив» их, мы поднимем благосостояние страны на достойный уровень, после чего можно будет задумываться и о развитии высокотехнологичных производств.
- Какие еще законодательные инициативы вы будете вносить в Совет Федерации в новую сессию?
- Сейчас работаю над проектом закона «О координации деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти при подготовке решений в сфере внешней политики РФ». Что он предусматривает? Фактически, сейчас внешняя политика России во многом сконцентрирована в руках одного человека - президента.
Все мы видим по телевизору сюжеты: Владимир Владимирович Путин позвонил Бушу, и они плодотворно пообщались. А о чем они говорили, к каким решениям пришли - об этом в новостях не говорят. Полагаю, об этом не знает даже большинство жителей Кремля, за исключением самого близкого окружения Путина.
- Но что здесь плохого? У президентов, наверное, тоже могут быть какие-то секреты.
- Но они ведь не личные разговоры по телефону ведут, а государственные, и от их решений во многом зависят судьбы мира. Скажем, Буш никогда не станет инициатором общения с лидерами других стран «просто так» - Госдепартамент заранее «накачает» его информацией, четко определит стратегические национальные задачи, которые президент США должен решить с собеседником на том конце провода.
 - Анатолий Антонович, мы снова с вами плавно вернулись к теме внешней политики. Вообще, как бы вы оценили успехи российской дипломатии в последнее время?
- Скажем так, они не блестящие. Пока что у нас принято эти самые успехи отмерять количеством саммитов, форумов, конференций, которые посетил Путин. Да кто же откажет президенту России в участии в каком-то саммите?! Это все внешние атрибуты, и не по ним нужно оценивать успехи российской дипломатии, а по конкретным результатам.
Скажем, есть у нас территориальный спор с Японией по Курилам. Наши дипломаты могут хоть каждую неделю летать в Японию, вести там переговоры, давать интервью, выступать на форумах - и преподносить это как свой несомненный успех. Но! Пока конкретный спор между двумя государствами не решен, говорить о реальном эффекте нельзя! И это тоже прописано в моем законе «О координации деятельности…». Чтобы можно было четко определять: с какого конкретно переговорщика, дипломата, политика спросить за наши внешнеполитические неудачи. И спрашивать.
- Одна из несомненных заслуг России - урегулирование ситуации на Ближнем Востоке. Во многом благодаря усилиям наших дипломатов в Совбезе ООН удалось прекратить очередную войну между Израилем и Ливаном. Что теперь, на ваш взгляд, будет с этим регионом?
- Я однозначно против решения Совбеза ООН о создании «буферной зоны» между Израилем и Ливаном, где разместятся миротворческие силы. Ведь миротворцы сами по себе проблему не решат, а всего лишь «заморозят» ее на какое-то время! Пока они стоят в «буферной зоне», явного противостояния, конечно, не будет, но скрытый конфликт все равно продолжит тлеть. И как только «голубые каски» уйдут, он снова вырвется наружу. Так было в Абхазии, Югославии, Индонезии, Судане… Почти наверняка так будет и в Израиле. 
- Так чем ООН может быть полезна в разрешении ливано-израильского конфликта?
- Всеми способами нужно усадить правительства государств Ближнего Востока за стол переговоров, где они должны найти компромисс. Причем компромисс не на месяцы, а на годы. И это вполне достижимая задача. В начале 80-х в Шри-Ланке началась гражданская война между правительством и исламским фронтом «Тамил илама». Она продолжалась 17 лет, унесла жизни более 70 тысяч человек. В 1999 противники, наконец, сели за стол переговоров - и заключили мир. С тех пор в Шри-Ланке не стреляют. Дай бог, если в Израиле будет так же. Но для этого нужна политическая воля, а не слепая надежда на «добрых дядей» мирового сообщества.
- Так вы за вывод российских миротворцев из Закавказья, на котором так настаивает Грузия?
- За. Вообще, какое право имеет Россия вмешиваться в дела иностранного государства? Объясните мне, почему в Абхазии и Южной Осетии в свободное хождение пустили российский рубль? Почему мы раздаем жителям этих автономий российские паспорта? Получается, желание Абхазии считать себя отдельным государством, не имея на то никаких прав, для наших политиков важнее грузинской Конституции, где записано: Абхазия - автономия в составе Грузии?!
- Это, наверное, отголоски той самой «великодержавной» идеологии, о которой мы с вами говорили выше.
- Именно так. Эти отголоски во всей внешней политике России звучат. Вот еще пример - торговля оружием. Думаю, стране, в недрах которой есть почти вся таблица Менделеева, есть что продавать на экспорт, кроме автоматов Калашникова. Но мы все равно меряем успехи нашей дипломатии по количеству проданных танков или истребителей.
Понятно, экономически развитым государствам, у которых есть собственные оружейные заводы, такой товар не нужен. Зато его охотно покупают, скажем, страны-изгои вроде Венесуэлы. Откуда, например, у Ирана или Северной Кореи будет атомная бомба? Думаю, не сами они ее создадут, а купят по частям и дома соберут.
Я однозначный противник торговли оружием в мировом масштабе. И не раз заявлял об этом на международных встречах. В конце концов, политики планеты должны понять, что они торгуют даже не собственными амбициями, а жизнью и здоровьем своих детей, внуков, будущим своей планеты.
- Кстати, о детях. Насколько нам известно, вы сейчас разрабатываете еще один важный законопроект - о повышении качества здоровья школьников России. Могли бы рассказать о нем подробнее?
- Реформа российского образования - для меня неисчерпаемая тема. Я предлагаю поговорить об этом в следующий раз. Договорились?
- Договорились! Анатолий Антонович, спасибо вам за интересную беседу, удачи в реализации ваших государственных инициатив. И до новых встреч.
 

Беседовал Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях