Поиск на сайте

Социологи утверждают: жизнь в новой России намного благополучнее, чем в лучшие советские годы

 

Недавно Институт общественного проектирования (ИНОП) совместно с аналитической группой ROMIR monitoring представил российской общественности результаты масштабного социологического исследования, названного «Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества». Представители ИНОП любезно предоставили обозревателю «Открытой» подробные результаты этого уникального труда.

 

Кто ты, Марь Ванна?
Исследование охватило совершеннолетних жителей 408 населенных пунктов страны в 59 регионах – в том числе и на Ставрополье (в Ставрополе, Михайловске, Изобильном, Пелагиаде, Сенгилеевском, Старомарьевском, Новомарьевском, Татарке, Надежде, Московском и Грачевке). Всего в исследовании приняли участие 15 тысяч человек, которым предлагали детально ответить на вопросы объемной анкеты. Не вдаваясь в научные тонкости, скажем лишь, что результаты этой работы позволили нарисовать точный портрет российского общества (статистическая погрешность – не более 1%).
Итак, каков среднестатистический россиянин? (В скобках мы указываем процент голосов, отданных за самые популярные варианты ответов анкеты.) Это женщина (54%) предпенсионного возраста (25%), по национальности русская (84%). По традиции назовем ее Мария Ивановна. Образование у нее среднее или среднее специальное (55%), в то время как родители даже не окончили среднюю школу (35%) – зато детям своим она дает образование высшее, вузовское (19%). Работает на небольшом (28%), государственном предприятии (51%) в сфере легкой промышленности (17%). Престижность своей профессии оценивает как «средняя» (17%), перспектив служебного роста не видит (28%), однако работу менять не собирается (62%).
Мария Ивановна замужем (55%), ребенок у нее один (25%), но в идеале считает, что в семье детей должно быть как минимум двое (50%). Хозяйство ведет, естественно, сама (43%). С момента рождения живет в родном регионе (47%), и хотя считает, что ее населенный пункт развивается крайне слабо (36%), переезжать никуда не собирается (78%). Зарабатывает в месяц 2-3 тысячи рублей (17%), из которых почти все уходит на еду (23%). Из дорогих вещей есть только сотовый телефон (41%) и стиральная машина-автомат (31%). Живет в обычной «советской» многоэтажке (51%), в двухкомнатной квартире (41%).
Мария Ивановна - человек набожный (66%), но на церковные службы не ходит (46%) и даже не венчалась с супругом в церкви (85%). Набожность не мешает ей верить в приметы, амулеты и обереги (32%). В обыденной своей жизни боится лишь болезни и смерти близких людей (32%), а также нищеты (14%). Мария Ивановна за последний месяц ни разу не ходила в кино (85%), не была в театре или музее (83%), в ресторане или баре (76%), не прочитала ни одной книги (39%), она даже не занимается спортом (83%).

 

«Воротнички» любых цветов
Собственно, попытки нарисовать коллективный портрет россиянина предпринимались и прежде. В ряду аналогичных трудов прорыв «Реальной России» – в том, что его авторы осуществили первое в постсоветской истории страны научное деление российского общества на социальные классы. Всего в современной России ученые выделили шесть основных классов.
Выше всего в социальной иерархии стоят менеджеры, которых авторы исследования назвали «белыми воротничками». Их чуть больше 7% от всего населения страны (или, если опираться на данные последней переписи, 10 млн. человек). Уровень семейного дохода – 15-35 тысяч рублей в месяц. Это самая образованная группа населения – 60% менеджеров имеет высшее образование (это даже выше, чем в интеллигентской среде) и охотно получают дополнительную квалификацию.
15,5% населения страны составляет социальный слой, который ученые обозначили как «интеллигенция», или «голубые воротнички». Это прежде всего работники сферы образования и здравоохранения. При этом в интеллигентской среде наблюдается четкое разделение на две подгруппы. Первая – это обеспеченные служащие с уровнем подушевого дохода около 10 тысяч рублей в месяц. Вторая – это медсестры, нянечки, воспитатели детских садов, социальные работники, которые зарабатывают лишь 2-3 тысячи рублей. Таким образом, именно в классе российской интеллигенции мы впервые сталкиваемся с бедностью.
Затем в социальной иерархии следуют «синие воротнички». Это самая большая из активных групп населения России (их 19%, или 27 млн. человек). К этой категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности – преимущественно физический труд. Причем трудятся они не только в сырьевом секторе, но также в строительстве и транспортной отрасли. Уровень дохода колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. И это при том, что абсолютное большинство «синих» не имеет даже высшего образования и даже не стремится его получить!

 

Лицо убожества
«Серые воротнички» – это уже рабочие низкой квалификации. Таковых в России почти 15%. Здесь мы имеем дело не просто с бедностью (как в среде интеллигенции), а с нищетой – каждый десятый из «серых» заявил исследователям, что ему не хватает денег на еду. В чем «серые» видят причины своих жизненных неудач? Во-первых, в том, что живут в «умирающем» населенном пункте (правда, даже не ищут возможности, как бы из него переехать). Во-вторых, грешат на кадровую политику своих работодателей: мол, в свое время в техникуме (или в вузе, что среди «серых» намного реже) получили высококлассную специальность, а теперь вот вынуждены работать по непрестижной профессии.
Нижние 10% трудоспособной части российского общества составляют люди с личным доходом в размере 800 рублей в месяц. Это – российские нищие. Они либо безработные, либо трудятся временно (как правило, в должности разнорабочих). В этой группе две трети составляют женщины, половина окончила лишь 9 классов средней школы. Здесь царит полная беспросветность: треть из нищенствующих россиян убеждена, что за прошедший год их материальное положение ухудшилось! Но они никого не винят за это – более того, в их системе ценностей на первом месте стоит милосердие. На втором – трудолюбие.
Далее на социальной лестнице стоят пенсионеры – их в России 44 млн. Месячный доход у наших стариков – 2200 рублей, что, кстати, втрое выше, чем у «безработных». Примечательно, что в этой социальной группе самая низкая обеспеченность «знаковыми» предметами: так, сотовый телефон и стиральная машина-автомат есть лишь у каждого седьмого пенсионера. Зато заметно лучше «жилищный вопрос»: если в среднем на одного россиянина приходится 16 кв.м жилья, то на одного пенсионера – 24 кв.м! Не ахти какая, но все же радость.

 

Пролетарии всех стран
Менеджеров, небедных интеллигентов и квалифицированных рабочих исследователи ИНОП определили в такую категорию, как «средний класс». Что объединяет всех этих товарищей? Они ориентированы на достижение жизненного успеха, они стремятся к личной свободе и богатству, они ценят интеллект, трудолюбие и уверенность в себе. При этом выступают за сильное государство, порядок и законность в стране.
По оценкам авторов «Реальной России», отечественный «средний класс» сегодня – это четверть населения страны, или 36 млн. человек, причем группа эта имеет тенденцию к быстрому росту. Собственно, это и есть опора российского капитализма.
Анализируя российский «рабочий класс», авторы исследования выявили интересную «социальную аномалию». Оказывается, в современной России качество жизни рабочих (причем всех категорий) оказывается выше, чем людей схожего статуса, но относящихся к работникам умственного труда. При этом пролетарии не просто зарабатывают больше интеллектуалов, но и психологически более приспособлены к рынку!
Причин у этого странного явления несколько. Во-первых, у нас пока не сформировалась экономика знаний, да и просто чересчур много образованных людей – вот им и некуда пока «приткнуться». Во-вторых, именно «рабочий класс» легче воспринял ценностную базу капитализма – жесткую трудовую этику и частную ответственность за частную жизнь. Недаром слой «синих воротничков» (квалифицированных рабочих) является главным резервом роста предпринимательства – от 30 до 40% «серых» хотели бы иметь собственный бизнес. Факт удивительный, от которого бы Маркс перевернулся в гробу: строить капитализм в отдельно взятой посткоммунистической России готов именно пролетариат!

 

Рынок все расставит по местам
По расчетам исследователей ИНОП, адаптироваться к новым рыночным условиям сумели лишь 40% взрослого (и 60% социально активного) населения страны. Оставшаяся часть – это те люди, которые живут бедно и очень бедно. Что самое страшное, у отечественной бедности женское лицо.
Более половины бедняков (и нищих) – жители сел и небольших городков. В основной своей массе они трудятся в государственном секторе – в первую очередь, в системе образования и здравоохранения. Именно это позволяет сделать вывод, что хваленые нацпроекты своей основной цели – радикально улучшить жизнь бюджетников – не достигли.
Правда, если судить как по самоощущению людей, так и по количеству «знаковых» вещей (например, бытовой техники), жизнь абсолютно всех классов российского общества все же стала лучше, чем была в советский период. Причем даже в среде бедняков! Так, вопреки объективной нищете к самому низшему слою себя относят только 12% российских бедных, а треть – так и вовсе к «среднему классу»!
Опираясь на вескую научную цифирь, исследователи ИНОП предлагают несколько рецептов повышения благосостояния населения. По их мнению, нужно развивать транспортную и логическую (снабженческую) инфраструктуру, расширять в регионах филиальную сеть банков. Также необходимо стимулировать развитие сельского хозяйства (поскольку именно на селе царит бедность), строительства, образования и здравоохранения. Естественно, не обойтись без пенсионной реформы – ведь абсолютно несправедливо, что человек оказывается на социальном дне только потому, что вышел на пенсию.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях