Поиск на сайте

 

К предгорьям Кавказа устремили свой взор писатели Ставрополя

 
В минувшую среду в краевой библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла презентация сборника рассказов ставропольских писателей «Кавказ предо мною…».
Появилась книга не с бухты-барахты, ей, как и любому, даже самому скромному повествованию, предшествовали многие сомнения, душевный трепет, желание свершить открытие, высказаться, дать волю чувствам.

 

Идея сборника принадлежит прозаику, главному редактору журнала «Южная звезда» Виктору Кустову, в руки которого случайно (но бывают ли в таком деле случайности?) попала книга «Кавминводский текст русской литературы» А.В. Очмана и В.И. Шульженко.
Припомнились давно прочитанные книги наших земляков Б.М. Розенфельда и Е.Б. Польской «Дорогие адреса», «Ессентукские встречи», «И звезда с звездою говорит…», построенные на документальной основе и воссоздающие картину культурной жизни курортов XIX - начала XX веков.
Потянуло заново окунуться в «Быть может за хребтом Кавказа» Н.Я. Эйдельмана, захватывающе рассказавшего о сочинениях и судьбах Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Одоевского, о роли в их жизни здешних мест, где тесно сплелись поэзия, война, политика...  
Так возник рассказ «Подняться на Бермамыт» - о пребывании на Кавказских Минеральных Водах Чехова. Потом родились зарисовки о Пушкине («Я ждал беспечно лучших дней»), Льве Толстом («Война и свобода»).
Подход в любом рассказе един: повествование строится на реальных фактах, взятых из документальных источников, но изложенных в беллетристической форме.
Скоро стало ясно, что замысел гораздо шире собственных творческих амбиций (в хорошем понимании), да и возможностей тоже, - охватить круг известных людей, когда-либо побывавших на Кавказских Минеральных Водах, одному невозможно.
Своими планами Виктор Кустов поделился с коллегами по писательскому цеху, и многие загорелись: Екатерина Полумискова, Станислав Подольский, Владимир Бутенко, Алла Халимонова-Мельник, Светлана Солодских. Вскоре на свет появились рассказы, повествующие о событиях на Водах, героями которых стали Одоевский, Лермонтов, епископ Игнатий Брянчанинов, Белинский, Горький, Куприн, Хлебников, Есенин, Маяковский, Короленко, Зощенко, Булгаков.
Открывает сборник Михаил Глинка, хотя и выпадающий из общего писательского ряда, но среди творческой интеллигенции начала XIX века Кавказ увидевший первым. А потому, как родоначальнику русской классической музыки, ему выпал жребий предварить книгу впечатлениями о крае дикой красоты, музыка которого звучит в песнях казаков и горцев, в колыханьи степного разнотравья, шуме ручьев и целебных источников. 
Герои книги предстают в неожиданных, непривычных для себя образах. Через эпизоды, о которых в известных биографиях может быть упомянуто лишь вскользь, читатель узнает, как Глинка восхищается музыкальными традициями Кавказа, Лермонтов устраивает бал под открытым небом, Зощенко работает контролером в вагоне.
То, что сборник лишь продолжение большого повествования о первопроходцах этих колоритных мест, совершенно очевидно, ведь с Кавказом творческую судьбу связали многие, о ком еще предстоит сказать: Александр Бестужев-Марлинский, Николай Огарев, Владимир Даль, Николай Асеев, Борис Пильняк, Валерий Брюсов, Андрей Платонов, Николай Тихонов, Александр Фадеев, Николай Заболоцкий, Константин Паустовский...
Хотя книга рассчитана она на широкий круг читателей, от школьников до серьезных исследователей - филологов, краеведов, историков, миссия ее намного шире, чем кажется на первый взгляд. 
За последние пару десятилетий между кавказским миром и русской культурой возникла зона духовного отчуждения, что демонстрирует целый ряд примеров в литературе и кинематографе, скрыто, а то и прямо пропитанных враждой и насилием.
Россия, расширяя когда-то свои владения на Кавказе в споре с Османской империей и Персией, не столько приросла территориально, сколько обогатилась культурно - языками, обычаями, нравами, сказаниями. И ехали сюда из Санкт-Петербурга и Москвы, по много недель на перекладных, не столько лечиться водами, сколько набраться впечатлений, что открывались миру прекрасными творениями в музыке, литературе, живописи.
Не в столицах, а здесь, в предгорьях Кавказа, таились истоки расцвета отечественной литературы, пришедшиеся на конец XIX - начало XX века. Как метко отметил Виктор Кустов, Кавказ оплодотворил русскую культуру.
В этом и заключалось высшее постижение Россией здешних мест два с лишним века назад. В этом состоит оно и сегодня.
 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях