Поиск на сайте

Светила российской медицины съехались в Ставрополь, чтобы сообща обсудить проблемы отрасли

 

На минувшей неделе Ставрополь, без преувеличения, стал врачебной столицей страны. Правда, лишь на несколько дней, пока сюда съехались первые лица здравоохранения из Москвы и всех регионов Юга России. Сообща они обсуждали, как нужно реформировать медицинское образование.

 

Только по официальным данным, нынче в медучреждениях страны пустует треть рабочих мест: в отрасли срочно требуется более 150 тысяч докторов и около 800 тысяч средних медработников. Особенно заметно это на селе, а также в поликлиниках и в службе «Скорой помощи».
При этом в больницах переизбыток врачей составляет более 30 тысяч человек, особенно по «прибыльным» специальностям, таким как стоматология (их втрое больше требуемого количества), хирургия, офтальмология (больше вдвое) и травматология (в полтора раза).
Зато есть острейшая нехватка множества других узких специалистов: реаниматологов, врачей лабораторной диагностики, психиатров, диетологов, детских онкологов… Некому лечить суставы, легкие, почки, бороться с туберкулезом…
При этом, по оценкам Минсоцздрава РФ, каждый пятый из более чем 24 тысяч российских студентов-медиков не пойдет работать по полученной специальности. Вот и прикиньте: чтобы покрыть кадровый дефицит в отечественном здравоохранении, нужно минимум восемь лет.
Об этих угрожающих тенденциях и говорили на совещании в Ставрополе региональные министры и ректоры медвузов. Ситуация настолько тяжелая, что недавно было принято беспрецедентное решение: выпускники-медики могут идти работать докторами, даже не пройдя последипломную специализацию (интернатуру или ординатуру). Уж лучше доктор-недоучка, чем вообще никакого.
Должны измениться и сами подходы к обучению будущих медиков. Правда, об этом говорили уже не чиновники, а сами студенты на слете Студенческого совета при Мин-здраве РФ (он также состоялся на минувшей неделе в стенах медакадемии Ставрополя).
Испокон веку студенты практиковались на обычных пациентах, но последние годы технологии развиваются так быстро, что далеко не каждый дорогущий прибор врач доверит «необстрелянному» студенту. По нынешним временам проблематично даже достать трупы для вузовских анатомичек.
Выход придумали в Казанском медицинском университете: здесь создали центр, где бы студенты отрабатывали рабочие навыки на муляжах и манекенах. И вот теперь Минздрав РФ хочет распространить такую модель на всю страну: центры практических навыков должны появиться при каждом медвузе.
По счастью, Ставрополье тут впереди планеты всей: самые современные учебные модели здесь давно закупили все ведущие клинические кафедры. Можно даже роды принять у «куклы», а «новорожденный» малыш-робот вполне правдоподобно издаст первый крик. До чего дошел прогресс!
Впрочем, какими бы продвинутыми ни были учебные роботы, самое главное – воспитать в будущем медике «клиническое мышление» – умение видеть и понимать человека как целостную систему. Ведь Гиппократа или Эскулапа помнят и поныне, спустя тысячелетия, хотя в их времена не было ни УЗИ, ни компьютерной томографии.
Какие же идеи «спасения» отечественной медицины предлагали ученые мужи на совещании в Ставрополе, «Открытая» подробнее расскажет в следующем номере.
 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях