Поиск на сайте

Почему молодые люди, давно вышедшие из детсадовского возраста, ночи напролёт смотрят японские «мультики»?

 
С японской анимацией российский зритель познакомился, по сути, лишь в 1990 году, когда по телевизору начали показывать многосерийный «мультик» о девочках-волшебницах «Сейлормун». До этого лишь немногие смотрели аниме на кассетах.
Еще через 10 лет в телепространство ярким пятном ворвался Пикачу и прочие «карманные монстры» из сверхпопулярного сериала «Покемоны», которые свели с ума учеников младших классов во всем мире. Наверное, именно с «покемономании» берет свои корни массовое увлечение юных россиян японской анимацией.
 

И вот спустя почти полтора десятка лет мы уже можем говорить о почитателях  аниме как о субкультуре. Все признаки налицо: собственный язык - сленг, манера поведения, внешний вид и, конечно же, огромное количество неформальных объединений.

Лично у меня увлечение аниме прошло быстро – года за два. Возможно, никакого интереса к данному жанру и не возникло бы, попадись мне под руку творение некачественное. Однако первое знакомство прошло на ура - это была «Принцесса Мононоке» от Хаяо Миядзаки, японского мультипликатора, стоящего на одной ступени с Уолтом Диснеем.

Мне было лет семь-восемь, когда я увидела «Принцессу Мононоке», но отдельные сцены я могу подробно пересказать и сейчас. Вплоть до того, с каким выражением кто на кого смотрел.

Вторая волна моего интереса к аниме была вызвана появлением в доме компьютера. Теперь можно было смотреть фильмы из Страны восходящего солнца в любое время дня и ночи. Выкупив в нашем небольшом городке все диски с сериалами о приключениях рисованных героев, я пересмотрела их не больше чем за неделю.

И наконец, третья волна «помешательства» накрыла меня год назад, как раз во время сессии, и тоже была связана с техническим прогрессом: в моем распоряжении оказался проводной интернет. Я сидела у монитора и смотрела серию за серией, в то время как надо было готовиться к сессии. В результате досмотрела до конца сезон любовной истории о мальчике и девочке-оборотне (126 серий, каждая по 30 минут) и... из пяти экзаменов три сдала на «удовлетворительно».

Эти нехорошие закорючки в зачетке и отбили у меня всякое желание упиваться аниме. Как-то сразу желание пропало. Чего нельзя сказать о моих подругах.

Одна из них уже четыре года замужем, работает в престижной фирме, ухаживает за капризным британским котом и  заботится о супруге. Тем не менее это не мешает ей смотреть ночами азиатские сериалы (дорамы) и аниме. Не высыпается. Катастрофически. Во время работы за компьютером обычно слушает японский рок, чем очень раздражает мужа.

Впрочем, польза от ее увлечения японской культурой все-таки есть. Она не хуже любого повара в ресторане может приготовить роллы, собу (лапшу из гречневой муки), фунчозу (рисовую лапшу) и прочие кулинарные изыски. Кроме того, немного говорит по-японски.

Другая моя подруга ударилась не в изучение культуры, а в соблюдение «культа», то есть это типичный анимешник в представлении обывателя: короткие цветные юбки с полосатыми гольфами, длинные волосы с ленточками, гроздья пластмассовой бижутерии, томик манги (японских комиксов) в сумочке и «мимими» для выражения умиления.

Стоит сразу разграничить два вида анимешников.

Первый вид – анимешник-эпатажник. В основном это люди не старше 21 года, которые устраивают совместные посиделки в кафе или в своем собственном клубе, придумывают костюмы для косплея (своеобразного «театра» персонажей аниме) и очень любят фотографироваться.

Иногда в хорошую погоду группку местных эпатажников можно увидеть возле фонтана в сквере у драмтеатра или на Карла Маркса, рядом с какой-нибудь кондитерской. Сидеть в шашлычной в представлении «мультяшных» товарищей – дурной вкус.

Второй вид – анимешник-одиночка. Обычно это люди, уже твердо стоящие на ногах, не младше 26 лет, или студенты старших курсов. О своем увлечении они не распространяются, не ходят на встречи и не делают косплеев. Все ограничивается самостоятельным просмотром сериалов и коллекционированием аниме-фигурок и манги. Не вызывает удивления, что они все в какой-то степени знают японский язык, законы Фэн-шуй  и какую-нибудь восточную духовную практику, вроде Тай-Цзы.

У большинства людей старшего поколения данная субкультура «няшек» в полосатых гольфах одобрения не вызывает. В лучшем случае они недоумевают, как взрослый человек в здравом уме может сутками просиживать перед монитором, пересматривая «мультики». Но чаще даже не сдерживают раздражения при виде анимешников, которые ненамеренно привлекают к себе внимание слишком женственной манерой поведения, причем и девочки и мальчики.

Нелюбовь к аниме вызвана еще и тем, что в нем достаточно явно пропагандируются интимные отношения между героями одного пола. Большинство девушек-анимешниц обожают читать мангу и смотреть сериалы, где даже нет намека на романтику между двумя парнями, а только какие-то животные отношения сексуального характера.

Обычно возраст поклонниц яоя (жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами) начинается с 12-13 лет. И логично предположить, что ничем хорошим это не заканчивается. Некоторые из них откровенно навязывают своим друзьям противоположного пола мысль о том, что отношения между парнями - это нормально.

Несмотря на обилие поверхностных аниме и манги, изобилующих эротическими сценами, в мире японской анимации можно найти немало стоящих картин, которые заставляют зрителя по-новому взглянуть на мир, учат доброму, вечному, светлому.

Вся культура Японии пронизана атмосферой быстротечности времени – кажется, вот, ты ухватился за ниточку, и сейчас все станет ясно, а в следующий момент понимаешь: простых ответов нет, что-то навсегда останется за кадром - загадкой, на которую нет ответа. 

 
Ладина РЯБУШКИНА,
студентка СКФУ
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях