Поиск на сайте

 

 

Карачаево-Черкесия просит включить ее проекты в комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

 

Все проекты известны, руководство республики неоднократно их уже представляло на разных форумах и мероприятиях. Особый интерес вызывает идея восстановления Военно-Сухумской дороги длиной 337 километров из Черкесска в Сухуми, потому что выглядит наиболее реальной. Со стороны Карачаево-Черкесии дорога почти вся асфальтирована. Проходит она через Карачаевск, Теберду, Домбайскую поляну, турбазу «Северный приют», Клухорский перевал (2781 метр над уровнем моря). Там, на высоте, асфальт заканчивается. Спускаясь с Большого Кавказского хребта, дорога выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии и затем на Черноморское шоссе в трех километрах южнее Сухуми. По этому маршруту в советские времена даже школьники ходили в турпоходы к морю, но в наши дни он незаслуженно забыт и заброшен.
Второй любопытный проект - строительство дороги Черкесск-Адлер. По задумке за три часа из Минеральных Вод через КЧР можно попасть к морю. Проект, в отличие от первого, затратный, потому что только тоннеля пробивать через горы надо более 10 километров. Да и экологи на это не дают добро - часть пути лежит через Кавказский биосферный заповедник.
Хотят построить в КЧР еще и аэропорт. Но полпред Александр Хлопонин в одном из интервью уже высказался по этому поводу: мол, Северо-Кавказскому региону нужны взаимосвязанные проекты, а не обособленные, когда каждая республика будет иметь свой аэропорт. 
Другие любопытные проекты, представленные КЧР, это туристические. По данным пресс-службы президента республики, предлагается создать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, в рамках которых реализовывать ряд инвестиционных проектов. Например, всесезонный горный курорт Архыз, курорты Медовые водопады, Мара, Теберда-Домбай. 
Задумки, конечно, все красивые, но насколько они реальны? Жители устали от прожектерства. Сначала трубили про заводы, которые якобы вот-вот начинают строить в КЧР: цементный, горно-обогатительный, мусоросжигательный - всего более десятка. Сегодня тема заводов технично забыта. Потом народу рассказывали о проектах по Домбаю, о больших инвестициях. Однако действительность оказалась куда прозаичнее: недобросовестный и полукриминальный бизнес в курортной зоне, дороговизна, изуродованная хаотичной застройкой уникальная природа.
По официальным данным, в Домбае только одно строение имеет оценочную стоимость БТИ, а адреса в поселке стали присваивать совсем недавно. Иными словами, по документам горнолыжный курорт представляет собой почти необитаемую зону, а на деле строительство здесь ведется даже на склонах величавых гор - свободного места внизу больше не осталось.

 

Индира КАРАВАЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий