Поиск на сайте

 

 

В ставропольских магазинах книги писателей, относимых к «совести нации», продаются вместе с мылом, макаронами и брошюрами «про заговоры и магию»

 

В своем послании Парламенту в декабре прошлого года президент В. Путин говорил, в частности, о том, что российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп, которые во все исторические времена делали нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. К духовным скрепам президент отнес милосердие, сочувствие, сострадание, поддержку друг друга и взаимопомощь.
В данных заметках речь пойдет об иных духовных скрепах, имя которым – святыни. Святыни – это ценности, не имеющие цены. Они не продаются и не покупаются, не обмениваются и не закладываются. Именно они духовно единят народ: нет святынь – нет и народа, он распадается на социальные атомы. Именно святыни являются духовным стержнем, вокруг которого должна вращаться вся «педагогическая вселенная». Однако не вращается.
В России о святынях, кажется, говорят одни лишь священники. Но хоть они. Вот слова ныне покойного митрополита Иоанна: «Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека – престол Божий – пытаются занять уродливые, безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей – злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера рождает подвижников правды и добра».
Весьма показательна роль святынь на примере еврейского народа. Главной его святыней, согласно Библии, были скрижали — то есть две каменные плиты с десятью заповедями еврейскому народу. Бог их вручил Моисею на горе Синай. Однако евреи, не дождавшись Моисея, стали роптать. И тогда некто Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца.
Картина поклонения евреев золотому тельцу крайне возмутила Моисея. В гневе он разбил скрижали. Пришлось изготовить новые, их хранили как величайшие народные святыни. Но в итоге были утрачены и они, а золотой телец остался. Осталось и поклонение ему: не за это ли так сильно карает Бог свой богоизбранный народ?
Что же касается России, то поклонение золотому тельцу у нас никогда, мягко говоря, не приветствовалось. Нынешнее время вносит серьезные коррективы в эту традицию, но совершенно ясно, что золотой телец скорее разъединяет наш народ, чем объединяет его. Значит, нужны иные святыни.
Укажем на одну из них – это классики русской литературы и созданные ими произведения. Сегодня Россию часто называют цивилизацией. И это правильно, только следует уточнить, что мы особая цивилизация – литературная, мы – литературоцентричная страна. Писателей в России всегда называли «совестью нации», а вовсе не экономистов, как в Англии, не философов, как в Германии, не бизнесменов, как в США. Особенностями русской литературы всегда были ее душезатратность, социальность, идеологичность, державность. Русская классическая литература – это акция против несовершенства человека.
Обратим внимание на взрыв литературного творчества в середине и в конце XIX века. В чем была его причина? Это был протест против наступления капитализма и связанного с ним обездушивания людей. Вся русская классическая литература антибуржуазна, как антибуржуазны были и сами ее творцы. Кто не заметил этого, тот не приметил слона. М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что нельзя двигаться вперед, «приспосабливаясь к подлости».
В свете сказанного становятся более понятными открытые и скрытые гонения на классиков и русскую классику в наши дни. Первый удар новой власти был нанесен не столько по общественной собственности на средства производства, сколько по литературе. А литература – это и есть сам народ, как говорил А.С. Пушкин. Отказ от классики, ее принижение направлено на слом цивилизационного кода нашего народа.
Конечно, удар прежде всего наносился и наносится по преподаванию литературы в школе. Сокращается количество часов на ее изучение, из программы изучения изъяты такие авторы, как В.Г. Белинский, А.К. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Островский...
Классическая литература при невнимании и равнодушии народа превращается в товар, в некий предмет ширпотреба – наподобие предметов одежды, обуви или бытовой химии.
Речь вот о чем. Давно вошли в моду магазины, где все продается по одной цене. Уже при входе в такой магазин читаешь: «Более 2000 нужных товаров для всей семьи по низкой цене!»
Конечно, у покупателя и душа радуется, и глаза разбегаются, и имущественная похоть распаляется до невозможности: дешево же, де-ше-во! Надо брать, сейчас же… И берут. Но кому пришло на ум в этих же магазинах торговать и русской классической литературой?
Это унизительно и оскорбительно для нашей страны и для нашего народа, что его гордостью, его святынями торгуют в магазинах подобного рода – бесспорно нужных, но не для торговли же классической литературой?
И совсем уж какой-то порнографией смотрятся книги классиков литературы в торговой коляске вперемешку с книгами о различных заговорах и предсказаниях, вперемешку с мылом, конфетами, макаронами, сапожными щетками, консервами, вешалками для одежды и другими товарами. Все это кассир, как и положено, «пробивает» по одной цене, а покупатель перекладывает, обычно как попало, в свой пакет.
…Весь ужас в том, что никто в этом никакого ужаса не видит: ни хозяин магазина, ни продавец, ни покупатель, ни сторонний наблюдатель. Вот и моя жена, всегда в главном согласная со мной, на этот раз высказалась категорически против. Говорит, что в книжном магазине классика безумно дорогая, и в книжные магазины обыватель, как правило, не заходит, а тут ненароком по дешевке и купит классика и приобщится к возвышенному.
Не убедила. Глубинно, с психологической точки зрения у людей формируется установка, что классика – это нечто из ширпотреба. Но классика – не ширпотреб, классика наша духовная святыня, наше оправдание существования России перед миром.
Классика – это светская библия. Церковь же свою Библию почему-то в магазинах подобного рода не продает. И еще: возрадовались бы сами классики, узнав, что их книгами в России теперь торгуют таким вот образом? По-моему, в гробу бы перевернулись…

 

Николай БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент
Ставрополь



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий