Поиск на сайте

На экраны вышел фильм о ставропольских цыганах, снятый француженкой Сесиль Плеже, которая путешествует по России, развенчивая мифы, которые бытуют в мире о нашей стране

Заглянула в цыганскую душу

По количеству слухов и стереотипов цыгане, пожалуй, дадут фору любому народу. Тут тебе и колдовская сила, и краденые кони, красные рубахи и семиструнные гитары, золотозубые бароны и таборы, которые уходят за горизонт... Сколько зловещих историй каждый из нас слышал от знакомых, чьи знакомые знакомых снимали под гипнотическим взглядом цыганок кольца-серьги и чьих непослушных детей под разухабистое «ай-нэнэ» увозили в бричках за синие моря, за высокие горы?

Что из этого правда, а что ложь?

На затравку любопытный факт: в криминальных хрониках СМИ по числу упоминаний цыганские мошенничества занимают первое место, а в статистике, по данным МВД... последнее!

Какие еще «общеизвестные» сведения о цыганах на самом деле - дремучие мифы, выяснила на Ставрополье француженка Сесиль Плеже. Бывшая парижанка почти 20 лет живет в России, играет в театре, снимается в кино, но, по ее признанию, продолжает постигать загадочную «русскую душу» (а также тувинскую, татарскую, кавказскую, цыганскую...). С этой целью актриса ездит по разным уголкам российского государства и снимает программу «Сесиль в стране чудес» для телеканала «Моя Планета».

«Это не серьезное антропологическое исследование, а путешествия, общение с интересными людьми, новые открытия, - говорит она. - Я давно живу в России и до конца не могу ее понять, но очень хочу! Россия все-таки самая загадочная страна в мире».

Позолоти ручку, красавица!

Наш регион для съемок фильма о цыганах был выбран неслучайно. По данным «Этнического атласа Ставропольского края», здесь проживает больше всего российских цыган - 15% от общего числа (всего в стране по переписи 2010 года их 220 тысяч человек).

Съемочная группа побывала в Минеральных Водах, Александровском районе и Благодарненском округе, где бывшие кочевники проживают наиболее компактно. Впрочем, в «кино» попали не только местные - на «съемочную площадку», собрав деньги в складчину, цыгане ехали со всего края целыми семьями. Для маленького народа, который при всей своей жизнерадостной и дерзкой натуре всегда оставался закрытым для чужаков, съемки стали настоящим событием.

«Цыгане заинтересованы в том, чтобы развенчать мифы о себе, показать свои традиции и культуру с лучшей стороны», - объясняет руководитель регионального Культурного центра цыган Сергей Гуденко.

Именно Сергей стал основным проводником Сесиль в мир современных Алеко и Земфир. Как водится, не обошлось без романтической истории (грустной, но не столь трагичной, как у Пушкина). Французской актрисе рассказали, что соседского парня посадили за соучастие в краже невесты, хотя девушка была не против и, вообще, воровство девиц - обычное дело, потому как «встречаться у нас нельзя - такой закон».

Подивившись обычаям, Сесиль решила попробовать себя в роли цыганской матроны. Сперва пыталась управиться с десятью ребятишками - внуками радушных хозяев, а вконец вымотавшись, двинулась на сельский рынок подзаработать деньжат. С продажей курток у Сесиль тоже не задалось, и она отправилась собирать металлолом на конной бричке с цыганом Иваном. Когда и здесь француженку постигла неудача, она повязала голову цветастым платком и вышла на улицу гадать прохожим. Итог: «За два часа заработала 45 рублей, конфеты, и два раза местные жители погадали мне сами».

Раскинули шатёр, пустились в пляс

Хоть столичные телевизионщики приехали в ставропольские села развенчивать мифы, но для колорита сами немного ими воспользовались. Например, озадачили встречающую сторону просьбой показать им цыганского барона. На Ставрополье такового в помине нет, но наши выкрутились - пригласили съемочную группу к уважаемому представителю диаспоры: солидный, радушный мужчина - пусть будет «бароном»!

А самым красочным действом фильма стало крещение ребенка и последовавший за ним праздник, на который съехалось более ста человек со всех районов Ставрополья. (Большинство ставропольских цыган - православные христиане, у них даже есть свой священник (рашай), который проводит богослужения в Благодарном.)

После таинства крещения цыгане «разбили табор» - натянули на сваи старинный тканевый шатер, застелили коврами, накрыли столы.

«Они поднимают палатку из ностальгии», - прозвучало в фильме. На деле найти палатку было так же трудно, как и барона. Знаменитая кочевая жизнь цыган давно ушла в прошлое, и тканевые пологи из привычного предмета обихода превратились в раритет. Искали диковинку по всему краю - и нашли.

Установили по всем правилам, украсили красным деревянным колесом, которое одновременно символизирует традиционное кочевье и «вечное кочевье духа», и, конечно, закатили пир на весь мир - с танцами, песнями, угощением.

Марина БЕКЕТОВА

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях