Поиск на сайте

О чём мечтает любой автор? О достойных тиражах, о том, чтобы его книги читали и обсуждали, о рецензиях в прессе, наконец, о долгой жизни своих стихов и романов.

Почему же эти мечты остаются несбыточными?

На размышления об этом  натолкнуло письмо в редакцию руководителя ставропольского литературно-творческого объединения «Лабиринт» Марины Панфёровой. Вот что она рассказала нам.

В минувшем декабре в Лермонтовке собрались участники «Лабиринта», чтобы презентовать свой новый сборник «Космический сон».

Авторов можно назвать самодеятельными литераторами, то есть не занимающимися писательским творчеством профессионально. Но для них это хобби, с которым они хотели бы познакомить сограждан, получить от них оценку своих историй и сюжетов, изложенных, порой, весьма толково, любопытно, с неожиданной стороны.

Иван Гладской, житель Кочубеевского района, с легкой иронией описывает будни и праздники сельских жителей. Владимир Пронозин, майор медицинской службы, награжденный медалью «За службу на Кавказе», вообще живет в поселке Ашукино Московской области. Сегодня проходит курс лечения, а после выздоровления мечтает навестить своих ставропольских коллег по перу.

Леда Шаталова, внештатный корреспондент местных ставропольских газет, представила на суд читателей новую повесть «Близнецы». Евгений Яковлев, рабочий-электрик, - стихи о любви. Именно его стихотворение «Космический сон» дало название всему сборнику.

После официальной части встреча переросла в дружескую беседу. Читали стихи, рассказывали случаи из жизни, делились планами. Но о чем больше всего мечтает любой поэт и  писатель? Конечно, о том, чтобы его книги нашли своего читателя.

И вот тут, рассуждает в своем письме Марина Панфёрова, мы подходим к главному - в нынешних условиях неименитый, не раскрученный автор обречен на забвение и одиночество.

Первая причина этого в том, что издать книгу - удовольствие не из дешевых для обычного работяги, но коль смог он написать книгу, то человека талантливого. Себестоимость одного экземпляра изданного сборника обошлась в 650 рублей. Продать книгу даже за эти деньги, чтобы вернуть вложенную сумму, невозможно. К тому же автор не предприниматель, продавать сам свои книги не может.

Раз так, надо обращаться к посреднику. А он еще накрутит процентов тридцать, и тогда у книги точно уж не останется никаких шансов дойти до читателя.

Наконец вторая причина, еще более важная. Авторская книга, то есть произведение не профессионала, но и не графомана, спросом не пользуется. Это колбасу можно взять дешевле, отказавшись от знакомого бренда, пусть бы даже в ущерб качеству. А кто купит книгу писателя, чье имя не звучит по радио, не значится в рейтингах?

Читатель библиотек неизвестным автором тоже мало интересуется - успеть бы наверстать произведения классиков, от которых убежал в школьные годы. Продвинутая библиотечная публика читает романы современных культовых авторов, лауреатов и номинантов различных премий.

Обратите особое внимание, что среди авторов самые обыкновенные люди - электрики, домохозяйки, пенсионеры, то есть те, для кого писательский труд никогда не был главным. Но настало время, у них появилась внутренняя потребность выговориться, донести свои мысли и чувства до соседей по улице, односельчан, земляков и быть ими услышанными. А читателя-то нет. Как достучаться до него, чем задеть за живое?..

Авторы сборника «Космический сон» на свои средства издали два десятка книг и, как пишет Марина, рады тому, что их творчество увидело свет, они уже получили моральное удовлетворение.

Конечно, они будут писать и впредь, несмотря на отсутствие массового читателя, о котором очень мечтают. Они уже не могут не писать - это и увлечение, и глубокая внутренняя потребность самовыражения.

***

И вот что подумалось: неужели нет никаких способов донести плоды их творчества до тех, среди кого они живут, с кем дышат одним воздухом? Например, читать их произведения на радио, публиковать в литературном приложении к местной газете, что могло бы стать первым шагом на пути к сотрудничеству с профессиональными литературными журналами?

За самодеятельными авторами закрепить кураторство творческих писательских объединений - Союза писателей Ставрополья под руководством Александра Куприна и регионального отделения «Союза российских писателей», возглавляемого Татьяной Третьяковой-Сухановой. А творческие союзы за их работу с новичками поддерживать рублем, скажем, по линии министерства культуры или министерства образования. Расходы небольшие, а польза огромная.

Это нужно для того, чтобы многие наши люди, натуры ищущие, творческие, не чувствовали себя изолированными и одинокими. Чтобы мы лучше узнавали, а значит, и понимали друг друга.

Россия всегда была страной высокой литературы, и почему бы «снизу» не поддержать замечательную традицию - сочинять, шлифовать мысль, предаваться умственным и эстетическим поискам? Наконец это приобщение населения к интеллектуальным источникам.

Всякое творчество, если не дать ему пропасть, непременно окупится пользой всем нам.

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ
 

Комментарии

В. Иванов-Ардашев (не проверено)
Аватар пользователя В. Иванов-Ардашев

Да, в каждом регионе свои проблемы, но есть и общие для всего писательского сообщества. Авторы с Чукотки, к примеру, с которыми общался прошлой осенью, публикуются в ваших ставропольских краях. А у нас, в Хабаровске, вообще "черная дыра", то есть публикуемся, издаем книги, но местные власти как в рот воды набрали, уже который год стена непонимания с местным писательским сообществом.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях