Поиск на сайте

 

В свет вышла новая книга известного краеведа Германа Беликова «Оккупация Ставрополя», став достойным подарком автора ко Дню родного города

Книга посвящена страницам немецкой оккупации Ставрополя с августа 1942 по январь 1943 года. Труд, вобравший в себя десятилетия упорного поиска и осмысления происходящего в годы Великой Отечественной на оккупированной территории.
Перед читателем проходят десятки судеб людей, имеющих разные воззрения и суждения, нередко противоположные и непримиримые. Но всех их объединяет одно - они пережили тяжелейшее время и оставили о нем свое слово в истории, к которому необходимо прислушаться.
Говорить о войне только как о геройском периоде нашей истории - значит признавать лишь часть правды. Существует и оборотная ее сторона - предательство, оправдание собственной трусости безвыходными обстоятельствами. Всецело быть объективным, наверное, невозможно. Автор от возложенной на него самим временем миссии - создания всесторонней картины прошлого - не отступился.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, но в первую очередь на тех, кто неравнодушен к истории родного города и края.
 

О войне есть разные правды

Импульсом к написанию книги послужили не только детские воспоминания Германа Беликова о месяцах немецкой оккупации Ворошиловска (Ставрополя), но и страстное его увлечение альпинизмом в юности. Все студенческие годы начала 1950-х годов он провел на вершинах и перевалах Центрального и Западного Кавказа. И повсюду встречал ужасные следы отгремевших не так давно здесь боев, в том числе непогребенные останки наших павших солдат и командиров.

Эти походы в горы продолжались и позднее, когда Герман Алексеевич работал учителем географии в третьей школе, инструктором туризма и преподавателем краеведения в Доме пионеров. Тогда и принялся серьезно изучать историю Великой Отечественной войны на Северном Кавказе, продолжал собирать сведения уже в качестве преподавателя пединститута, а затем и сотрудника краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Наконец в 1998 году в Ставропольском книжном издательстве вышла первая книга «Оккупация», в основу которой легли документы и воспоминания наших земляков. В 2009-м книга вновь увидела свет. И вот подготовлено третье ее издание, значительно дополненное неизвестными фактами из архивных документов, а также рассказами очевидцев тех драматических событий.

Долгий труд вобрал воспоминания большого числа людей, с кем Беликов встречался и переписывался на протяжении десятков лет. Эти свидетельства, как зеркало ушедшей эпохи, и сделали книгу такой, какой является сама история, - неоднозначной, противоречивой, не имеющей простых ответов на сложные вопросы.

Недавно страна отметила 71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Казалось, у нас достаточно было времени, чтобы осмыслить свое героическое и одновременно с тем трагическое прошлое, разобраться в причинах и обстоятельствах побед и поражений, вернуть из небытия имена героев, однако вопросов меньше не стало.

И по-прежнему существует две правды о войне. Одна - официальная, на поверхности, парадная, доступная всем. Другая - в редких публицистических статьях, рассказах очевидцев, зарубежных изданиях.

Справедливо, что сегодня война для нас - символ народного единения, в котором не должно быть ничего, что бросает тень на наше героическое прошлое. Беда в том, что мы за столько лет так и не научились соотносить существующие о войне правды.

Факты не замолчать, не спрятать

Исключительно героическое понимание прошлого объяснимо просто по-человечески, любовью к предкам. Мы как бы опасаемся собственного предательства по отношению к отцам и дедам, кровью заплатившим свой долг Отечеству.

Мы, современники, всегда в ответе за наших солдат той войны, и никогда не усомнимся в святой жертвенности их подвига.

Нежелание принимать разные о войне правды объясняется и тем, что в современном мире восприятие нашего прошлого, увы, все чаще не обходится без политики.

Мы сталкиваемся с попытками сознательного искажения истории, видим, как уничтожаются памятники советским воинам, какую агрессию вызывают символы Великой Отечественной у противников современной России. И на фоне этого наша попытка героизировать прошлое выглядит как естественная защитная реакция.

Стремление сохранить память о беспримерном подвиге советского народа движимо чувствами благородными и светлыми. Но вместе с тем очевидно: Великая Отечественная, как и любая война, полна фактами и эпизодами далеко не героическими, а порой откровенно постыдными.

Как быть с тем, что на обширных территориях партийные начальники провалили эвакуацию раненых бойцов и командиров, многие из которых были расстреляны? Как объяснить предательство больших и малых партийных вождей, обернувшееся десятками тысяч жертв холокоста?

Или надо ввести запрет на само упоминание этих и других фактов, вычеркнуть их, как будто и не было, забыть?! Что вообще делать с фактами, которые не укладываются в рамки официальных трактовок и взглядов?

Многое для понимания происходящего состоит в том, что в советской действительности периода войны Сталин был не только лидером, с именем которого на устах солдаты бросались под танки, но и невиданным для страны злом. Сегодня донести саму эту мысль до читателя становится все труднее: с высоты относительно благополучного настоящего кажется, что в тяжелейший для родины час сводить старые счеты было не время.

Но тогда, семьдесят с лишним лет назад,  жуткие раны, оставленные жерновами сталинского террора, были очень свежи, чтобы личную трагедию воспринимать как скорбную, но не кровоточащую уже статистику. Солдаты и командиры Красной армии, помнившие расказачивание и раскрестьянивание, искусственный голод 1921 и 1933 годов, репрессии, в том числе в армии, более чем сдержанно относились к советским лозунгам.

А им ежедневно вдалбливали через политкомиссаров идеи всемирного социализма и войны с врагами рабочих и крестьян - «малой кровью и на чужой территории». При этом изображая этих врагов сборищем идиотов и трусов…

Когда началась настоящая, а не «липовая» война, был и шок, и отчаяние, и панический страх, и брошенные не распечатанными склады с оружием и боеприпасами, и целехонькие танки, и укрепления, и прочие несметные богатства страны, доставшиеся завоевателям. И еще: сотни тысяч пленных…

Победа в Великой Отечественной войне, может, то немногое, что делает нас российской нацией. Но святость Победы не снимает вопроса ее цены.

Нужно ли обо всем этом говорить, вызывая гнев у ленинцев и сталинистов, новоявленных ура-патриотов? Нужно! Ибо выросло поколение, которое не знает, что такое террор по национальному и сословному признаку, каково жилось в удушливой атмосфере коммунистического строя, как выглядят пустые магазинные прилавки и бесконечные очереди за куском колбасы.

Поставь себя на место «предателя»

Гражданин, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын о необходимости возрождения исторической правды о войне писал: «Мы эти полстолетия так ничего не назвали и не осмыслили. Потому что у нас напечатана была одна пустота…»

Что изменилось? Молодежи по-прежнему подсовывают простенькие ответы на сложнейшие вопросы, обрекая ее на повторение ошибок. Но что особенно страшно, правда об ушедшей войне сегодня не востребована ни властью, ни обществом.

Наверное, должно пройти еще много времени, прежде чем мы научимся отделять зерна от плевел, а объективность сможем воспринимать спокойно, не в ущерб искренним, идущим от сердца патриотическим чувствам.

Это нравственное и духовное взросление - задача сложная. Но решение ее невозможно без главного: о войне должна быть сказана вся правда, какой бы неуместной и некрасивой она ни казалась.

Это нужно для того, чтобы в основе исторической правоты кроме большого и светлого чувства лежало еще и большое знание. Наконец, чтобы беспримерное мужество и подвиг советского народа никто и ни в какие времена не смог подвергнуть сомнению.

Книга Германа Беликова написана в непривычной архитектуре, когда есть только «свои» и «враги». А ведь между этими двумя категориями была многомиллионная масса советских граждан разного возраста, профессий, происхождения, социальной принадлежности и внутренней политической ориентации, ибо внешняя у всех была общей. Представленная картина оккупации немцами Ставрополя несет в себе новое осмысление прошлого, но что самое главное - осмысление себя в этом прошлом.

Реальность всегда рельефнее представлений о ней - удобных, все объясняющих, снимающих острые вопросы. Люди - не винтики, и в условиях четырехлетней войны это проявилось особенно контрастно. Поставьте себя на место героев книги - тех, кто по разным причинам оказался в оккупации, и тогда, возможно, многое откроется.

Автор, переживший оккупацию Ставрополя девятилетним подростком и позднее много занимавшийся исследованием этого периода, не навязывает своего понимания прошлого. Его задача состояла в том, чтобы помочь читателю оглянуться назад и там постараться разглядеть себя в хаосе судеб и обстоятельств, пройти вместе с героями книги испытания, выпавшие на их долю, и спросить у самого себя: а как бы ты поступил на их месте?

Олег ПАРФЁНОВ

 

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий