Поиск на сайте

 

 

Деятельное участие краевого Фонда обязательного медицинского страхования в реформе отрасли дает ощутимые результаты

 

Год назад в Ставропольском краевом Фонде обязательного медицинского страхования (СКФОМС) сменилось руководство. Исполнительным директором учреждения был назначен Анатолий Лавриненко, в прошлом начальник управления здравоохранения Ставропольского края, зампред правления краевого СКФОМС, руководитель региональной Ассоциации медицинских страховщиков, до последнего времени гендиректор страховой компании «ЭМЭСК». Что новой команде удалось сделать за это время, корреспондентам «Открытой» рассказал Анатолий ЛАВРИНЕНКО.

 

- Анатолий Филиппович, давайте для начала вкратце напомним, чем занимается ваше ведомство. 
- Мы аккумулируем средства из различных источников, которые затем направляем в страховые компании для оплаты медицинских услуг, оказанных населению. Естественно, мы контролируем рациональное расходование и целевое использование денег, которые направляются в лечебные учреждения. Наконец, в наше ведение входят организация и контроль деятельности страховщиков по защите прав пациентов, проведение врачебных экспертиз. Но все-таки главная наша задача - обеспечение финансовой наполняемости и финансовой устойчивости системы ОМС.
- По статистике, опубликованной год назад, в крае на одного пациента по системе медстрахования приходилось 1800 рублей, в то время как в целом по стране - более 2200 рублей. По этому показателю мы были десятыми по Югу России, меньше на лечение тратилось только в Ингушетии, Чечне и Дагестане. 
- К сожалению, так и было. Во многих медучреждениях края люди не могли получить лечение в объеме, гарантированном законодательно. До трети стоимости обязательных медицинских услуг пациенты вынуждены были оплачивать из собственного кармана. Приходилось ложиться в больницы со своими шприцами, простынями, лекарствами. Чтобы вытащить больного с того света, в реанимационных отделениях врачи иногда сами покупали лекарства. 
- Первое, что вы обещали сделать в новой должности, - это увеличить финансирование по системе медстрахования. Удалось?
- Да, такое обещание я действительно дал, о чем писала краевая пресса. Но чтобы сдвинуть ситуацию с места, мне понадобилось месяцев пять-шесть. С прошлого года федеральный ФОМС увеличил Ставрополью ежегодные отчисления на 863 миллиона рублей.
А с нынешнего года уже краевой бюджет добавил 1,4 миллиарда рублей на медстрахование неработающего населения, что на 62 процента превысило фактический показатель предыдущего года. И опять-таки Москва выделила нам на этот год из средств федерального Фонда дотации в размере  более 2 миллиардов рублей -  по сравнению с 2008 годом увеличение произошло в 2,3 раза.
Таким образом, за счет увеличения платежей на неработающее население и дотаций федерального Фонда система ОМС края получила в текущем году 3,7 миллиарда рублей дополнительно.
- На что же конкретно тратятся миллиарды рублей фонда ОМС?
- Мы обеспечили увеличение финансирования практически по всем видам медицинских услуг. Так,  нормативы расходов на медикаменты в стационарах в зависимости от уровня оказания медицинской помощи выросли от 1,5 до 2,8 раза, предусмотрен рост расходов на  химреактивы для дорогостоящих исследований, на питание больных, получающих стационарное лечение, нормативы финансовых расходов увеличили в 1,6 раза. 
Есть и новации. Например, в систему обязательного медстрахования стали включать, то есть предоставлять бесплатно, операции по имплантации кардиостимуляторов (каждая операция обходится в сто тысяч рублей, включая оплату труда хирурга и расходные материалы). Однако полностью расширить норматив мы, к сожалению, пока не можем, тут необходимы законодательные изменения. Дело в том, что сам стимулятор рассматривается как протез, а потому финансировать его покупку средствами ОМС запрещается.
В любом случае нам удалось сделать серьезный шаг вперед, особенно учитывая, что ежегодно в крае проводится около 160 операций по имплантации кардиостимуляторов.
- Большие средства наверняка потребовали и новых подходов в их освоении?
- Совершенно верно. Мы так же, как и правление СКФОМС, в корне поменяли принципы нашей работы. В течение прошлого года наполовину сменился состав правления СКФОМС, председателем которого сейчас является зампред правительства края, куратор социальной сферы Геннадий Зайцев. Но это не просто была смена одних чиновников на других. Если, например, в 2006-м и 2007-м годах правление Фонда заседало лишь дважды, то за прошедший год - десять раз.
На заседания выносятся самые острые вопросы, требующие коллективного решения. Некоторые проблемы приходится «обкатывать» по нескольку раз. Так, вопрос о выполнении в крае диспансеризации работающего населения поднимался на заседаниях правления трижды. В итоге охват диспансеризацией по сравнению с прошлым годом с 12 процентов вырос более чем вдвое. Сегодня этот процесс четко контролируется министерством здравоохранения края и администрациями муниципальных образований.
В прошлом году в край в рамках нацпроекта «Здоровье» поступило современное оборудование почти на миллиард рублей. Казалось бы, радоваться и пациентам, и медикам. Но дорогостоящая аппаратура превратилась в головную боль для главврачей.
- И почему же?
- Потому что не хватало квалифицированных специалистов, которые умели обращаться с новой аппаратурой и оборудованием. В срочном порядке стали отправлять врачей на курсы повышения квалификации, и сегодня уже вся техника, полученная в рамках нацпроекта, активно используется.   
- Тем не менее, пациенты больниц и поликлиник продолжают платить за лечение и диагностику?
- Платные услуги вообще тема отдельного большого разговора. Недостаток денег в краевом здравоохранении долгие годы  компенсировался взиманием платы с пациентов. Скажем, в краевой больнице стоимость компьютерной томографии была заложена усредненно в норматив  лечения. Мы предложили совершенно другую схему - платить учреждению за реальное количество выполненных исследований. Сделали томографию ста пациентам - получите деньги.
Сейчас мы пытаемся обеспечить финансирование, соответствующее затратам на оказание медпомощи, переведя краевое здравоохранение полностью на стандарты диагностики и лечения. Уже сегодня на оплату по стандартам перешли несколько «пилотных» лечебных учреждений, в частности, 2-я городская больница Ставрополя, региональный сосудистый центр в краевом центре и первичные сосудистые отделения в 3-й больнице Ставрополя, в городских больницах Пятигорска и Невинномысска. На очереди Предгорненская и Арзгирская районные больницы, краевой онкологический диспансер и частично краевой диагностический центр.
- Поликлиник новшества также коснутся?
- Конечно. В частности, стоимость лекарств в расчете на одно посещение выросла в 2,5 раза. Кроме того, пересмотрели и упорядочили  нормы нагрузки ряда узких специалистов, например хирургиче-ского профиля, предусмотрев время для выполнения манипуляций. Но как распорядиться дополнительными средствами, в поликлинике решают сами: либо увеличить нагрузку имеющихся кадров, либо набрать новые, если есть необходимость и позволяют помещения.
Мы надеемся, что в перспективе акцент начнет смещаться со стационарного звена в поликлиническое, расширится применение эффективных, но менее затратных стационарозамещающих технологий. А в дальнейшем вообще переместится в сторону диагностики и профилактики. Но для этого нужно будет развивать систему семейных врачей. А это задача очень непростая, думаю, мы сможем ее реализовать лет через пять. 
- Еще какие-то эксперименты ждут краевую медицину?
- Я бы поостерегся слова «эксперимент». Это просто внедрение в повседневную работу мировой практики, причем речь идет не только о новых лекарствах и технологиях, но больше о самих принципах хозяйствования.
В масштабах страны третий год уже идет переход здравоохранения на систему так называемого одноканального финансирования, то есть на реальное применение в системе ОМС страховых принципов расчетов за оказанную медпомощь. Проще говоря, средства из бюджетов разных уровней и СКФОМС, направляемые на финансирование лечебных учреждений, сливаются в единый поток в рамках системы медицинского страхования. При этом появляется возможность оперативнее управлять деньгами и рационально их тратить, а не содержать нерентабельные медицинские учреждения.
Одноканальное финансирование базируется на двух основных принципах. Во-первых, это соблюдение единой тарифной политики. Ныне расходы на содержание лечебных учреждений существенно различаются по территориям, что не позволяет установить единый норматив на оплату медпомощи даже при наличии единых стандартов лечения. По новой схеме такого не будет - в скором времени пациент в любой точке края будет четко знать, какой объем медицинских услуг он может получить бесплатно. 
А во-вторых, мы уйдем от оплаты по затратам (как это происходит при подушевом нормативе) и будем финансировать работу медучреждений только с учетом конкретных показателей и конечных результатов. 
К слову, инициатором внедрения этой методики выступил президент, куратор социальных нацпроектов Дмитрий Медведев. 
- И что получит от этой реформы конкретный пациент?
- Медицинские учреждения будут заинтересованы в привлечении пациентов, что в свою очередь невозможно без улучшения качества и доступности медицинской помощи, при рациональном использовании резервов здравоохранения.
- Но есть ли вообще эти резервы?
- Конечно. Прежде всего, это рациональное использование коечного фонда за счет внедрения новых технологий. Отживающая себя методика такова: лечение каждого пациента финансируется исходя из количества дней его пребывания в стационаре. То есть все койки в больнице заполнены, и главврач спокоен - денежка за их пребывание капает. Фактически многим пациентам недоступны были современные манипуляции с использованием новейшей техники, применение которых позволяло бы больным выздоравливать и выписываться из больницы намного раньше.
Например, возьмем хирургическое вмешательство: пациенту выполняют полостную операцию - удаляют желчный пузырь, после чего он остается в больнице на две недели. Но эту же операцию можно произвести эндоскопом. Да, это дороже, но стоит того - риск осложнений минимальный, и больной встает на ноги уже спустя четыре дня. 
Внедряя эндоскопию вместо традиционных полостных операций, главврач получает возможность уменьшить коечный фонд. В итоге в каждой палате будет лежать не пять пациентов, а двое, то есть налицо экономия финансовых средств при повышении качества медицинской помощи.
- Успешно ли эта система внедряется?
- В пилотном порядке она работает в 12 регионах страны, а со следующего года Минздравсоцразвития РФ и федеральный Фонд рекомендуют ее для всех субъектов, в том числе и Ставрополья. 
- Вы сами будете закупать для больниц новое оборудование?
- Это прерогатива органов управления здравоохранением, но мы тоже влияем на этот процесс. Закон разрешает страховым компаниям  в ОМС создавать так называ-емый «резерв финансирования предупредительных мероприятий» и тратить его на закупку современного медицинского оборудования для повышения доступности новых медицинских технологий, а также качества бесплатной медицинской помощи. 
Так вот, с прошлого года мы разрешили страховым компаниям направлять на формирование резерва 0,4 процента от их оборотных средств, а также деньги, сэкономленные в результате проводимой экспертизы медицинской помощи. В итоге, по нашим оценкам, на закупки оборудования в крае система ОМС будет ежегодно тратить не менее 80  миллионов рублей. Еще около двух миллионов пойдут на повышение квалификации врачебных кадров. 
- Год назад, вступив в должность, вы обещали сократить управленческие расходы Фонда. Слово свое сдержали? 
-  Когда я провел ревизию всех управленческих расходов, то пришел к выводу: штаты чрезмерно раздуты, и особенно на местах. Сократить пришлось 78 сотрудников, в основном непрофильных специальностей.
Вместе с тем в нынешнем году мы комплектуем штаты врачами и юристами - это те специалисты, без которых в современных условиях СКФОМС просто не может грамотно работать. Но подходим мы к структурным изменениям очень взвешенно. Для того, чтобы не принимать «узких» специалистов в каждый филиал, а у фонда их 33, созданы семь «кустовых» филиалов, которые будут координировать работу подведомственных отделений Фонда на местах - в городах и районах. Так что все еще только впереди.

 

Беседовали
Иван ВЕЛИХОВ,
Дмитрий ШВЕЦОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий