Поиск на сайте

 

Ситуация в краевом здравоохранении за последние годы радикально улучшилась, свидетельствуют результаты независимой оценки

Медицинский клуб «Будем здоровы!»   (газета в газете)

Шесть лет назад на Ставрополье по инициативе министра Виктора Мажарова начал работать краевой Общественный совет по здравоохранению. В его составе – юристы, правозащитники, руководители организаций инвалидов и пациентских НКО...

Главная задача совета – это независимая оценка качества работы медицинских учреждений Ставрополья. Каждое учреждение оценивают сами пациенты, причем по многим критериям: открытость работы, комфортность, время ожидания, доброжелательность сотрудников...

Ну а члены совета регулярно посещают медучреждения, чтобы проконтролировать, как проводится независимая оценка и работа над выявленными ошибками.

Одна из самых частых проблем – это дефицит кадров. В медицинских учреждениях остро не хватает даже участковых педиатров и терапевтов, медсестер и фельдшеров; узкие специалисты нередко – совместители (то есть работают на полторы-две ставки), они предпенсионного и пожилого возраста.

Жалуются пациенты членам Общественного совета на всё: медработники не носят бейджики, нет обязательных памяток о борьбе с коррупцией, а в буфетах – скудное меню. Жалуются и на длинные очереди: время приема в талончике не выдерживается, причина чему – опять-таки нехватка терапевтов и узких специалистов.

В некоторые сельские больницы сложно добраться даже из соседних поселков из-за отсутствия регулярного транспортного сообщения. Многие участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории нуждаются в срочном ремонте.

По итогам поездок члены совета докладывают о выявленных проблемах на расширенной коллегии минздрава Ставрополья. И министерству приходится принимать жесткие кадровые решения.

Только за прошлый год дисциплинарные взыскания по представлению Общественного совета получили шестеро главных врачей – Александр Крупельницкий (Александровская ЦРБ), Геннадий Денисенко (Андроповская ЦРБ), Галина Иванова (Труновская ЦРБ), Александр Ржевский (Нефтекумская ЦРБ), Сергей Новиков (Шпаковская ЦРБ) и Татьяна Шалайко (детский санаторий «Дружба», Ставрополь).

О том, каким образом работа «народных контролеров» изменится в нынешнем году, корреспондент «Открытой» и ведущий медицинского клуба «Будем здоровы!» расспросил и.о. председателя совета Романа УРУЙМАГОВА (на снимке).

Роман Уруймагов, и.о. Председателя краевого Общественного совета по здравоохранению:

«Общественный контроль» — это дорога с двусторонним движением»

– Роман Русланович, ваш Общественный совет действует уже на протяжении трех созывов, и скоро начнет работу в обновленном составе. А верно ли, что в 2018 году вы получили и новые полномочия?

– Верно, но не совсем. С нынешнего года вступил в силу подписанный президентом Федеральный закон №392-ФЗ, который изменяет подходы к формированию Общественных советов. Наш новый состав теперь будет формировать Общественная палата края. На мой взгляд, это очень положительное решение, поскольку будет исключен конфликт интересов.

Также теперь строго определены полномочия совета – он займется только общественным контролем и независимой оценкой качества работы учреждений.

– А разве раньше вы чем-то другим занимались?

– Наш совет рассматривает только вопросы немедицинского характера: это условия оказания медуслуг, медицинская этика (то есть отношение персонала к пациентам), коррупция.

Когда мы приезжаем в то или иное медучреждение, то проходим практически все отделения и подразделения (за исключением, наверное, реанимации), заходим в палаты, общаемся с пациентами.

У многих членов совета имеются медкнижки, все – с высшим образованием, но в основном юридическим, техническим или педагогическим. И только двое – с высшим медицинским, но они сейчас уже не работают врачами.

Поэтому, хоть совет и оценивает работу медучреждений, то даже в силу профессиональной компетенции мы не можем рассматривать собственно медицинские вопросы. Бывает, что когда мы приходим в медицинскую организацию, нам порой сразу с порога пациенты начинают жаловаться на всё подряд: мол, нам неправильно поставили диагноз, нас неправильно лечат...

– Ну а кому еще пациентам жаловаться?!

– Все такие вопросы, которые касаются качества лечения, пациент должен адресовать не в наш Общественный совет, а в вашу медицинскую страховую компанию, в отдел контроля качества медпомощи минздрава края или в Росздравнадзор.

Кстати, после реорганизации нашего Общественного совета при минздраве появится еще один коллегиальный орган – Экспертный совет по защите прав пациентов. Вот сюда пациенты уже и смогут жаловаться, если несогласны с выставленным диагнозом.

– Члены вашего совета за шесть лет работы, наверное, уже всё Ставрополье объездили. И какие же нарушения самые частые?

– На первом месте, безусловно, – вопросы медицинской этики, то есть обращения с пациентами медсестер, санитаров или, как стали их называть, уборщиков служебных помещений...

– Ну и врачей, наверное...

– Таких жалоб практически нет. Я много общался с пациентами, и могу констатировать: как правило, претензии поступают преимущественно в отношении младшего и среднего медицинского персонала. Или, например, еще недавно было очень много жалоб на сотрудников медицинских регистратур.

– Почему было? Сейчас их стало меньше?

– Вы знаете, намного меньше! Как мне кажется, это связано с тем, что наш краевой минздрав начал активно внедрять в Ставропольском крае принципы «Бережливой поликлиники». Могу привести конкретный пример.

Мы пару лет назад обследовали городскую консультативно-клиническую поликлинику Ставрополя. Ну, конечно, типичная картина: у окошка регистратуры – толпа людей, очередь прибывает, а у медрегистратора разрывается телефон, она просто не успевает и отвечать на звонки, и на вопросы «живых» пациентов.

В прошлом году поликлиника стала в крае «пилотной» по внедрению «Бережливой поликлиники». Мы недавно побывали здесь, и увидели совершенно иную картину: регистратура больше не отгорожена стенами, а регистратор сидит за стойкой, чтобы вживую, глаза в глаза общаться с пациентами. В отдельное подразделение выделен колл-центр, где отвечают только на обращения по телефону. Такую же систему внедрили в консультативной поликлинике и на выдаче анализов.

– Одна из задач «Бережливой поликлиники» – это внедрить в работу медиков электронный документооборот. Так, вроде, и инфоматы для поликлиник закупили, и интернет-сайты обновили, а жалоб на то, что записаться на прием к врачу сложно, меньше не стало.

– Меня тоже всегда интересовало, почему в некоторых медицинских организациях и инфомат есть, и интернет-сайт, где можно записаться на прием к доктору, но при этом все так же у регистратуры толпятся люди.

Обратите внимание, кто стоит в очереди – это не молодежь, а в основном пожилые люди. То есть те, которым трудно на «ты» разговаривать с современной техникой. Очереди остаются в тех учреждениях, где главврач не захотел выделить специалиста, который бы помог пожилым пациентам пользоваться инфоматом. И мы, конечно, на это тоже обращаем внимание главных врачей.

– Реагируют?

– Да, могу привести пример Благодарненской поликлиники, в которой работа регистратуры вызывала очень много нареканий. Мы недавно здесь тоже побывали и увидели, что никаких очередей нет. Все потому, что теперь в фойе стоит дежурный администратор, который помогает пациентам записаться на прием.

Вообще, хочу вам сказать, что по итогам наших поездок главных врачей не только наказывают, но и хвалят. За прошлый год от имени Общественного совета были поощрены благодарственными письмами семеро руководителей: Борис Затона (краевой перинатальный центр), Александр Михайловский (Станция скорой помощи г. Ставрополя), Константин Левченко (Кисловодская городская поликлиника №1), Галина Гарус (Ессентукская стоматологическая поликлиника), Ирина Федоровская (Ессентукская горбольница), Дмитрий Ильин (Предгорная больница) и Валерий Вартанов (Пятигорская горбольница №2).

Есть и такие больницы, где с порога слышишь от пациентов исключительно хорошее. Например, мы с другими членами совета были в Кисловодском межрайонном родильном доме, встретились и поговорили с десятками мамочек. И все до единой искренне, по-женски, благодарили главного врача Галину Михайловну Левченко – за заботу и внимание.

Хорошо помню, что так же приятно удивило меня отношение мамочек в Ессентукском роддоме: женщины благодарили весь медперсонал – от главврача до санитарок и нянечек. Ни одного плохого слова, замечания, жалобы. А вот когда приехали в роддом в Пятигорске, то нам сразу с порога – масса жалоб!

– Выходит, атмосфера в больнице зависит от главного врача?

– Конечно, от позиции руководства – от того, как главврач реагирует на жалобы пациентов, насколько он нетерпим к нарушениям прав пациентов.

– Могу привести личный пример. Недавно у сына-школьника заболел живот, повез его утром в городскую детскую больницу Ставрополя. В приемном покое с порога: «Чего надо? Куда лезете?» В отделении не оказалось даже дежурного хирурга, который мог бы осмотреть ребенка. Развернулись – и поехали с сыном в краевую больницу.

– На городскую детскую больницу действительно много жалоб со стороны пациентов, и почти все касаются как раз медицинской этики – поведения сотрудников приемного покоя и городского детского травмпункта.

Я общался с персоналом больницы, и слышал от них такие объяснения: мол, у нас маленькие зарплаты, а мы еще любезничать с пациентами должны. Но если вам кажется, что у вас маленькая зарплата, так меняйте место работы! Вам не место в медицине! А если вас раздражают дети, то не работайте в детской больнице!

Как видите, все зависит от позиции главврача: именно он допускает подобное отношение к работе со стороны подчиненных. А могу привести обратный пример – это краевой кожно-венерологический диспансер. Вы заходите туда, и сразу на входе видите телефон главного врача Михаила Алексеевича Земцова. Мобильный!

Я такого больше не встречал ни в одном медицинском учреждении. Пациент диспансера с любой жалобой может напрямую обратиться к главврачу. О чем это говорит? Об открытости в работе, об искреннем желании работать ради пациентов.

– А ведь считается, что в медицине правит бал корпоративная солидарность: ворон ворону глаз не выклюет. Часто в вашей практике бывало, что главврачи выгораживали своих подчиненных-нарушителей?

– Не могу сказать про конкретных главврачей. Но министр Виктор Николаевич Мажаров всегда реагирует на обращения нашего Общественного совета, даже на самые острые. Я вижу его искреннее желание разобраться в любой конфликтной ситуации, навести порядок.

Когда мы выезжаем по краю, то заранее не информируем министерство о том, какие учреждения посетим. Конечно, когда мы утром приехали в какую-то сельскую амбулаторию, то главврач районной больницы об этом уже знает. Но поверьте, если в районе есть серьезные нарушения, то за два-три часа их не устранишь!

Но все же главную оценку работе главврачей ставят сами пациенты. Задача же Общественного совета – систематизировать поступившие от пациентов жалобы и понять причины нарушений. Поэтому мы заслушиваем на своих заседаниях и самих главных врачей: согласны ли они с претензиями, что сделали для устранения недостатков. Ведь общественный контроль – это дорога с двусторонним движением.

– Ну, вот за прошлый год наказали шестерых главврачей, а похвалили семерых. Выходит, ситуация в краевом здравоохранении улучшается?

– Думаю, что да. Еще до начала работы в Общественном совете я, конечно, слышал от многих людей расхожее мнение о нашем здравоохранении: мол, все больницы разваливаются, врачи юлят и хитрят, за все надо платить.

Вы ведь спросите любого человека и наверняка вам любой скажет: якобы, если пациента привезла «скорая помощь», то его обязательно положат в коридоре. Ответственно вам могу сказать – ни с чем подобным мы в своей работе не сталкивались. Когда я приезжаю в любое медучреждение, сразу же обращаю внимание на то, лежат ли пациенты в коридорах. И за четыре года работы в совете сталкивался с таким всего два раза. И, конечно, в каждом интересовался у заведующего отделений: почему люди лежат в коридоре, почему не хватает мест в палатах?!

– Неужели даже на врачебные поборы вам пациенты не жаловались?

– Были жалобы в некоторых больницах (в том числе в Андроповской и Александровской) на нехватку медицинских изделий. Оказалось, что это связано с недоработками главврачей – не вовремя провели госзакупки, не сформировали резерв.

Я как юрист с порога любого медучреждения всегда интересуюсь у пациентов: вымогали ли у вас деньги? Могу вас уверить, что за время моей работы в Общественном совете были лишь единичные такие жалобы. А когда начинаешь детально разбираться в этих жалобах, то оказывается, что это все на уровне слухов: кто-то кому-то сказал. И никакой конкретики!

А в целом же это складывается в общий негативный фон вокруг нашего здравоохранения. Само медицинское сообщество в первую очередь заинтересовано, чтобы для подобных слухов не было оснований. Ведь такие домыслы прежде всего оскорбляют медиков, которые работают честно и самоотверженно – а их абсолютное большинство!

– Зато если сегодня зайдешь в соцсети, то они забиты жалобами пациентов на жуткие условия в больницах и поликлиниках. На фото: дырки в стене, разбитая мебель, ржавая сантехника...

– Когда в 2012 году все учреждения здравоохранения передавались из муниципальной собственности в краевую, вряд ли стоило надеяться, что все они будут с евроремонтом. И, конечно, в одночасье привести все медучреждения края в нормативное состояние просто нереально. Но за четыре года, что я работаю в совете, могу вас уверить, ситуация изменилась кардинально.

Возьмите, например, неврологическое отделение Благодарненской районной больницы. Здание построено больше века назад, там раньше находилась тюрьма, и до последнего времени тоже была чудовищная разруха, на которую и жаловались пациенты. Благодаря губернатору и министерству здравоохранения из бюджета выделили более 20 млн. рублей на капитальный ремонт, и сейчас в отделении абсолютно нормальные, человеческие условия.

Только ведь в прошлом году на ремонт медучреждений из бюджета выделили 800 млн. рублей. Но все равно этого не хватает. И губернатор, выступая на коллегии Минздрава РФ, заявил, что собственными силами край с ремонтом всех учреждений не справится, нужна федеральная помощь. И очень надеюсь, что мы ее получим.

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Досье «Открытой»

Роман Уруймагов – кандидат юридических наук, магистр юриспруденции, член Ассоциации юристов России.
Возглавляет краевую общественную организацию «Региональная служба по осуществлению общественного контроля и взаимодействию с государственными и правоохранительными органами».
С 2014 года – зампред Общественного совета при Минздраве края, руководитель комиссии по независимой оценке качества (НОК) и координатор рабочей группы по защите прав пациентов.
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Марина Корнеева (не проверено)
Аватар пользователя Марина Корнеева

Будем надеется, что в самое ближайшее время что-то поменяется в отношении медиков к простым пациентам. А главные врачи перестанут воспринимать свое должностное положение простому самообогащению.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Расширяются и множатся различные общественные комиссии, советы , комитеты, ассоциации-уже и не понимаешь- кто чем занимается! А дела в медицине- всё сложнее, денег все меньше, медицина всё так же относится к сфере услуг! Может пора менять такой подход- скоро в лечебных учреждениях и работать будет некому! Что это за организация-«Региональная служба по осуществлению общественного контроля и взаимодействию с государственными и правоохранительными органами» .Может надо население приблизить и к министерствам и к правительству края- минуя эти посреднические службы? Может быть тогда население получит возможность быть услышанным и получит шанс участия в решении наболевших проблем???

Марина Корнеева (не проверено)
Аватар пользователя Марина Корнеева

Вы вечно всем недовольны. Сначала в себе разберитесь. а лучше настоящие персданные укажите, чтобы знать вас в лицо. а то критиковать все мастера. Пусть хоть люди наведут порядок, а то кроме слов, толку нет.

Марина Корнеева (не проверено)
Аватар пользователя Марина Корнеева

Вы идите работать в Красногвардейскую РБ, там щас еще 1 000 000 дают и отрабатывать не нужно, взяла и свалила. Вам место там. Вас и увидят и услышат минуя краевой минздрав.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Хороша Ваша точка зрения- взяла 1000000 и свалила! Мне с Вами говорить не о чем, тем более что эти все посредники действуют таким же методом!

Региона (не проверено)
Аватар пользователя Региона

Спасение утопающих дело рук самих утопающих, медики когда грубят и хамят не думают о пациентских организациях, а когда берут деньги, то сразу напоминает сфера услуг, как на базаре. Президент и приблизил людей к власти путем "общественного контроля". Подход в лечебных учреждениях простой-- плати и будут лечить. а полюс ОМС вам в подарок. Никто не заморачивается. Всегда есть те, кто будет работать в здравоохранении. Смотря кто зачем в эту сферу пришел. Вы спасибо скажите людям, которым еще не безразлично государство в котором мы живем. Которые помогают в решении острых проблем. порой до власти не достучаться, кроме отписок ничего не услышишь.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Если спасение утопающих- дело рук самих утопающих- то зачем все эти посреднические советы по здравоохранению,- отдайте средства в медучреждения- и тогда- будет достаточно машин скорой помощи в селах, ремонты в больницах будут полноценные- а не латочные, тогда замена текущей крыши медицинской амбулатории не станет нерешаемой проблемой! И контролировать положение дел в медицине должны не юристы- магистры, а врачи -профессионалы с именем, которые знают как лечить и чем лечить, а не морочить людям головы на юридическом уровне.

Полина Коваль (не проверено)
Аватар пользователя Полина Коваль

Вам давно надо к докторам!

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Читаешь и диву даешься-"-У многих членов совета имеются медкнижки, все – с высшим образованием, но в основном юридическим, техническим или педагогическим. И только двое – с высшим медицинским, но они сейчас уже не работают врачами." - конец цитаты.... Медкнижки- это состояние здоровья владельца, но что эти люди могут сказать о медицине- то что их в медицину могут взять только санитарами с их уровнем знаний?????? Оттого столько и неурядиц в краевой медицине. Губернатору надо разогнать этот так называемый совет, и включить в его полный состав медиков- докторов мед. наук, кандидатов мед наук, известных хирургов и терапевтов. Только тогда медицина сможет принять человеческий вид и будет выполнять свои задачи здравоохранения.!!!!!!!

Региона (не проверено)
Аватар пользователя Региона

Вы наверное привыкли только критиковать, а Вы что лично сделали? Поделитесь? чтобы стало проще медпомощь получить? или только Бла бла !!! Видно, что Вы наверное только кроме слов, делом заниматься не привыкли, "в своем глазу и бревна не видно"! Продолжайте гадить дальше, все уже привыкли к этому. Предложить ничего не можете другого.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Вы видимо -Региона- из той команды неучей- не медиков, которые оценивают медицинскую помощь ( технари, юристы, педагоги и прочие пристроившиеся в комиссию за неимением другой работы!) Читать -то хоть умеете?-почитайте Крылова-
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

Региона (не проверено)
Аватар пользователя Региона

это Вы почитайте внимательно для чего нужны такие советы, а то много вони, а выхлоп равен 0.Вы видимо только привыкли проблемы на плечи других перекладывать.А медкнижку и вам нужно, а то видимо вы давно в очередях не сидели.... не ведаете о проблемах пациентов. А только ляляля и все на что способны.

Светлана (не проверено)
Аватар пользователя Светлана

Браво! Браво! Браво! Алина-девочка Вы наша!!!

Полина Коваль (не проверено)
Аватар пользователя Полина Коваль

Наверное тут собрались знатоки здравоохранения, только проще получить помощь от этого не становится. Критиковать любой может, а только медиков нет, не хотят работать врачи. Говорить о том, кому чем заниматься, Алина Вы начните с себя, смешно, ей богу. Читаю Ваши комменты и поражаюсь откуда в вас столько желчи? Вам все не такие, а вы сами такая? Что Вы сделали для общества полезного? Ваше мнение интересует сугубо Вас. Расслабьтесь, Вас услышали. Вас никто никуда не зовет? Наверное потому, что толку от вас нет. Научитесь уважать себя и свое мнение. А кусать других не нужно. Идите Вы в общественники, делайте много полезного. Кандидаты мед наук и доктора не будут бесплатно работать, им нужны только деньги.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Полина- врачей надо уважать- они имеют право на достойную оплату своего труда- сравните положение врача в России и за рубежом! А когда врачей опустили до уровня цырюльников в сфере обслуживания- кто захочет работать врачом- медицину уничтожают планомерно- и это очевидно! Отсюда и проверяющие лечение больных технари, юристы, педагоги-а они в медицине только санитарами и могут работать и не понимают- что работу врача могут оценить только врачи- но не блатные технари, юристы, педагоги! Потому Вы и напряглись так- что возможно наконец примут правильное решение и разгонят непрофильные комиссии, мешающие медицине развиваться и забирающие на себя огромные средства, и средства эти наконец отдадут медикам для целевого использования! Кормушку пора прикрыть!

Галюся (не проверено)
Аватар пользователя Галюся

Галина Анатольевна угомонитесь уже, берите веник и ведро и шагайте на субботник! Там как раз Губернатор с мэром наводят порядок, возможно сумеете договориться! Смотришь и жизнь станет веселее! Вас услышат не только соседи, но и государственные деятели.

Галюся (не проверено)
Аватар пользователя Галюся

Жаль, что Вас не пригласили к кормушки. Там и без Вас много желающих, видимо. Вы лучше делом займитесь, гражданка. Если не знаете о чем речь, то не комментируйте, а грязь и желчь оставьте себе. Порой врачи сами хуже трактористов, учителей и юристов. Когда они просят их отблагодарить, где Вы со своей правдой и лозунгами бываете? Или Вы на луне лечитесь? Мне на пенсию не купить лекарств в отличи от вас. Я считаю, что люди должны оценивать, а не корпоративная свора в белых халатах, которые покрывают друг друга.

Светлана (не проверено)
Аватар пользователя Светлана

Галюся! Чем критиковать , сначала начните с себя, а то у других бревно из глаз пытаетесь вытащить, а у себя соринку не можете увидеть. Очень хочется посмотреть на Вас в роли врача- просидевшего на приеме не разогнувшись с 8 часов и до 4 часов.

Галюся (не проверено)
Аватар пользователя Галюся

А Вы с себя начали??? Я врач психиатр со стажем 30 лет. Поверьте сидела на приеме и знаю о чем пишу. На зарплату врача прожить можно, но главные врачи получают наверное больше нас, да и пациенты нервные, порой невыносимые.

Добавить комментарий