Поиск на сайте

 

 

Власти должны детально и принципиально разобраться с путаницей в нормативах по ОДН, которые сегодня – верх абсурда, а может, и коррупции.

 

 

Прокуратура обязана взять под жёсткий контроль эту ситуацию, которая приводит к возмущению и протестам населения  края

Какой «грамотей» писал это постановление?!

С началом реформирования ЖКХ в такт с предлагающимися новациями размер платы за потребленные коммунальные ресурсы только растет.

Особенно нагрузку собственники помещений ощутили на себе, когда по постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 их обязали оплачивать не только ресурсы, потребленные в собственной квартире, но и потребленные при использовании общего имущества дома - общедомовые нужды (ОДН).

Объем ОДН, напомню, рассчитывается как разность показаний коллективного прибора учета, установленного на входе коммунального ресурса в дом, и суммы показаний счетчиков жилых и нежилых помещений, включая нормативы потребления для тех собственников, которые счетчики не установили.

Недостатки такого способа определения ОДН вскрылись довольно скоро. Об этом много писали, в том числе об оплате ресурсов, похищенных недобросовестными жильцами, которые в качестве платы за ОДН уже выставлялись всем жильцам.

Но право коллективной ответственности, кроме субсидиарной (ст. 399 ГК РФ) или солидарных обязательств (ст. 322 ГК РФ), федеральным законодательством запрещено.

Остается только удивляться, что правительство РФ принимает постановления, откровенно противоречащие требованиям действующего законодательства.

Реальные и «бумажные» объемы ОДН не совпадают

Но верх беззакония в том, что нам впаривают объемы ОДН, которые  рассчитаны на бумаге и не совпадают с реальными объемами, пошедшими на содержание общего имущества дома. При этом «бумажный» объем ресурсов зачастую значительно больше реального. И наши терпеливые граждане платят сотни миллиардов за эти «бумажные» ОДН.

Коммунальная отрасль превратилась в одну из самых криминальных, где так вольготно чувствуют себя монополисты, а с ними различного рода посредники и мошенники.

С целью снижения коммунального оброка на население были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым с 1 января 2017 года плату за ОДН включили в состав платы за содержание жилья. Цель - повысить прозрачность начислений за жилищно-коммунальные услуги и ограничить объем ОДН нормативом.

Норматив, как задумывалось авторами нововведений, должен включать в себя технологические потери коммунальных ресурсов плюс тот ресурс, который затрачивается при выполнении минимального(!) перечня необходимых для обеспечения содержания общего имущества в МКД.

Предполагалось также, что если рассчитанный объем ОДН меньше норматива, то оплате подлежит рассчитанный объем, а если больше - то норматив.

Полная непрозрачность тарифов и нормативов

И что мы увидели в платежках после 1 января 2017 года? А то, что оплата коммунального ресурса в очередной раз непомерно выросла, подчиняясь неизбывно действующему в России правилу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Управляющие компании (УК), рассчитывая плату на содержание общего имущества, взяли за основу максимальные значения нормативов вне зависимости от этажности дома, наличия в нем лифтов, используя площади, над которыми никогда не висела электрическая лампочка. Но «потребленная» электроэнергия  все равно предъявлялась к оплате. Аналогично с водой: в расчет попали площади, которых никогда не касалась половая тряпка.

Неудивительно, что в министерство ЖКХ края, Уполномоченному по правам человека, депутатам посыпались жалобы возмущенных жильцов. Власти признали обоснованность жалоб и пообещали пересчитать нормативы до 1 июня 2017 года. И можно было бы на этом поставить точку.

Но, внимание, вопрос: если на Ставрополье и в других регионах нормативы, и прежние, и новые, математически точно рассчитываются, как они вообще могут различаться между собой от региона к региону в десятки раз?

Однозначно, что нормативы и тарифы на коммунальные ресурсы предлагаются лоббистами коммунальных воротил. А региональные тарифные комиссии (РТК) формально их утверждают. Отсюда полная непрозрачность в части всех составляющих тарифов и нормативов.

Но возвратимся к главному: возможна ли вообще сегодня справедливая оплата за коммунальные услуги? Проблемы, если исключить коррупционные составляющие и низкую грамотность руководителей структур ЖКХ, нет никакой. Она давно решена - и законодательно, и технически.

Оплата за ОДН может быть только по счётчикам

Статья 157 ЖК РФ требует оплату коммунальных ресурсов производить строго по показаниям счетчиков. Но тогда почему ресурсы на ОДН, согласно постановлению правительства №354, оплачиваются не по реально измеренным объемам, а по непонятно как произведенным расчетам?

Это уже второй пример, когда постановление правительства, как и в случае коллективной ответственности, противоречит закону. Хотя и с опозданием, но на приведенные здесь случаи прокуратура, наконец, должна обратить свое внимание.

Однозначно, что точный объем ОДН будет известен, если в цепях отбора ресурсов на ОДН будут установлены приборы учета. В этом случае можно будет наглядно оценить баланс между объемом входящего в дом ресурса (общедомовой счетчик) и полезно используемого.

Отсутствие баланса неизбежно будет свидетельствовать о том, что есть или утечки, или хищения, или то и другое вместе взятое.

Удивительно, но, предложив директивно установку общедомовых счетчиков, жильцам МКД не предложили установку счетчиков в цепях ОДН. Остается только предполагать, что чиновники сознательно пошли на оценку ресурсов, входящих в дом, без оценки их распределения.

Заплатите, уважаемые собственники, за ресурс, который мы вам поставили, а что у вас там творится в доме, нас не касается, разбирайтесь сами!

Классическая схема организации учета (это технический термин) ресурсов поставит заслон вот уже более чем пятилетнему периоду откровенного грабежа населения с помощью непредсказуемых от месяца к месяцу ОДН. Организация учета ресурсов дома (схема учета) должна стать неотъемлемой частью его технического паспорта.

Уже давно завершена эпопея с установкой квартирных счетчиков, миновала эпопея и с установкой общедомовых счетчиков. Настала пора установки приборов учета в цепях ОДН.

Только в этом случае оплата ресурсов МКД станет действительно реальной, или, по крайней мере, более реальной, чем сегодня.

Все давно уже поняли, что платить по счетчику более выгодно, чем по нормативу. Но почему тогда при оплате ресурсов на ОДН нас опять упорно загоняют на плату по нормативу, неизвестно как рассчитанному? Реальная оплата за ОДН может осуществляться только по счетчикам, и противодействие этому - настоящий саботаж коммунальных монополистов и чиновников.

Завышенные тарифы – особняки для директоров

Но если даже в МКД когда-нибудь организуют схемы учета, оплата коммуналки для населения все равно останется неподъемной ношей. Дело, понятно, в тарифах.

В тарифы коммунальщики загоняют все свои издержки, обусловленные, в том числе, катастрофическим состоянием сетей. Завышенные тарифы и нормативы позволяют безбедно жить руководителям ресурсоснабжающих организаций и даже покупать особняки для своих директоров.

Тарифы и нормативы год от года растут, но что при этом происходит с состоянием коммунальных сетей? Кто вообще занимается этим анализом? Никто.

Иначе не пришлось бы президенту в приказном порядке годовой рост тарифов ограничить четырьмя процентами. Вот и весь «инженерно-экономический подход» к решению вопроса, который, как нас долго убеждали, регулируется невидимой рукой рынка.

Уму непостижимо, чтобы первое в государстве лицо лично занималось вопросами ЖКХ. Ни в одной стране мира не увидишь такого принижения роли президента. Но чиновники, допустившие грабеж и хаос, как сидели, так и сидят в своих теплых креслах.

Пока дома не оборудованы схемой учета ресурсов, автор предлагает так рассчитывать плату за потребленные ресурсы.

Схема эта проста: суммарная за ОДН и квартиры плата вычисляется как доля от ресурса, потребленного домом, пропорционально показанию квартирного прибора учета (доли квартиры).

В этом случае достигается главное условие: суммарная, от всех собственников квартир плата, никогда не превысит платы за объем ресурса, зафиксированного коллективным счетчиком.

Немаловажным является и то, что оплата доли ОДН осуществляется именно по потребленному ресурсу, а не вычисляется исходя из общей площади квартиры.

Но кто рассмотрит мое предложение? По изматывающей население проблеме у меня имеется богатый опыт бесплодной переписки с официальными инстанциями.

В администрации президента, правительстве, комитете по жилищной политике Госдумы РФ мне ответили, что мое обращение «по принадлежности» отправлено в Министерство строительства и ЖКХ «для рассмотрения по существу». А там перечислили пункты из ЖК РФ и 354-го постановления, собственно и определяющие нынешнюю систему оплаты коммунальных услуг - и ни слова о сути предлагаемых мной методов!

Общественная палата РФ, ОНФ и прочие аналогичные им по формальности организации с высоты своего положения до ответа не опустились.

Игорь СУХОРУЧКИН,
инженер-энергетик
Ессентуки
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий