Поиск на сайте

 

 

Еще одним ответственным за национальную политику стал вице-премьер Дмитрий Козак

 

Напомним, что за межнациональную политику сегодня отвечает одноименный департамент в Минрегионе РФ, ряд направлений которого, к слову, давно находится под кураторством Козака: коммунальная реформа, территориальное планирование, федеральные целевые программы развития регионов, финансовая поддержка субъектов РФ. Сверх того, чиновник возглавляет наблюдательные советы двух госкорпораций – «Олимпстроя» и «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Теперь в его полномочия вошло еще и «курирование государственной национальной политики и совершенствование организационных и правовых основ национальных отношений».
Национальный вопрос в России стоит давно и остро, однако решение его власть всячески обходила стороной, делая вид, что повода для беспокойства нет. Антикавказский погром в Москве 11 декабря прошлого года продемонстрировал, что и впредь тупо созерцать, как Россия багровеет в национальной ненависти. Это наконец становится опасным для самой власти.
События на Манежной площади просочились в марте этого года в повестку дня заседания Госсовета. Глава Минрегиона Виктор Басаргин, в чьем ведомстве находятся вопросы межнациональной политики, неумело оправдывался: мол, что можно от нас требовать, если свои действия приходится согласовывать с полутора десятками других структур...
Что раньше мешало заняться координацией и в чем вообще заключается государственная межнациональная политика, чиновник дипломатично скрыл. Не потому ли, что это направление откровенно провалено?
Однако президент критиковать министра не стал, согласившись, что «всяческих структур у нас полно», и обещал подумать над созданием координационной комиссии. Размышления Медведева в итоге вылились в новые полномочия Козака.
Очевидно, что главной болевой точкой в «межнаце» России остается Северный Кавказ, и тут Козак – самая подходящая кандидатура.
Напомним, что тесное знакомство Козака с регионом состоялось в сентябре 2004-го, сразу после бесланской трагедии. На волне усиления борьбы с терроризмом он был освобожден от должности руководителя аппарата правительства РФ и назначен полпредом президента в ЮФО (на тот момент в него входили все северокавказские республики и Ставрополье), в должности которого проработал три года.
Первым делом провел инвентаризацию доставшегося ему хозяйства, подключив экспертов федеральных министерств.
В 2005 году его ведомство обнародовало «Справку об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации», зафиксировавшую многочисленные случаи нецелевого использования бюджетных средств и коррупции в руководстве региона. Опираясь на полученные данные, Козак инициировал разработку поправок в целый ряд федеральных законов.
Проявил себя сторонником ограничения полномочий национальных «князьков». В частности, предлагал «увязать» политическую свободу губернаторов с уровнем экономической самостоятельности их вотчин: если доля дотаций в бюджете региона превышает 45%, следует безоговорочно вводить внешнее управление.
По инициативе Козака была принята рейтинговая система оценки региональных глав, урезаны кадровые полномочия губернаторов (отставки и назначения своих замов они должны согласовывать в полпредстве).
Наконец, Козак возглавил спецкомиссию по Северному Кавказу (ныне ею руководит премьер Путин), которая занималась вопросами социально-экономического развития и безопасности регионов.
В статусе полпреда лично с выездом на место разруливал массовые беспорядки в Черкесске летом 2005-го, с руководством республики решал непростой вопрос создания моноэтничных Абазинского и Ногайского районов.
В КБР вплотную подступался к балкарской проблеме изъятия земель в пользу межселенных территорий (вопрос не урегулирован до сих пор).
В 2006-м на закрытом заседании в полпредстве был принят план ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, однако миротворческий план Козака, поддержанный осетинской стороной, был отвергнут Народным собранием Ингушетии. Вслед за этим последовали резкие выпады президентов обеих республик, ознаменовавшие очередную эскалацию напряженности в регионе и фактический провал плана Козака.
Однако наработки полпредства бесследно не пропали и спустя четыре года были-таки реанимированы: переговорный процесс на уровне глав республик возобновился.
Нелишне напомнить, что в случае временного отсутствия на территории СКФО нынешнего полпреда Александра Хлопонина его обязанности поручено исполнять Козаку.
Повода вспомнить былое у того пока не было, зато теперь есть все основания вновь погрузиться в раскаленные проблемы региона. Если, конечно, нарастающие заботы об олимпийской стройке позволят отвлекаться на округ.   

 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий