Поиск на сайте

Как создаются и что несут в себе графические работы, продемонстрировали художники в Ставрополе

 

В минувшую пятницу в зале краевого отделения Союза художников России (ул. Маршала Жукова, 46) состоялась презентация уникального проекта «Эстамп и скульптура художников Северного Кавказа», призванного популяризовать произведения графики, выполненные в технике офорта, ксилографии, автолитографии, линогравюры, а также станковой скульптуры.

 

Один из организаторов выставки, ставропольский живописец и график Владимир Грибачев, для всех желающих провел экскурсию, рассказав и показав на живых примерах, какие изобразительные средства таит в себе техника эстампа. Сам же мастер давно и плотно занимается офортом, всячески пропагандируя его - не только собственными работами, но и как педагог в Ставропольском художественном училище, где преподает графический дизайн.
«Техника эстампа уникальна, но последнее десятилетие, к сожалению, ушла на второй план, уступив место живописи, - рассуждает Владимир Грибачев. - Сильно ошибаются те, кто считает, что точности образа можно достичь лишь обилием и яркостью красок, и уж тем более не правы те, кто эстамп предпочитает компьютерной графике. Никогда щелканье мышкой не заменит кропотливой, напряженной ручной работы на холсте, дереве, металле. Вообще, что такое эстамп? Если коротко, это невероятное богатство и острота образа, достигаемые предельно скупым языком».
Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота) - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм. Техника известна еще с XVI века, в ней работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт (первые датированные оттиски со стальных травлёных досок сделал мастер из Аугсбурга Даниэль Хопфер). 
Первым делом, понятно, задумывается композиция, выполняются эскизы и делается подробный рисунок. Медная или цинковая пластинка тщательно шлифуется, полируется (если предполагается тонкая проработка, поверхность должна быть начищена до зеркального блеска), обезжиривается и грунтуется кислотоупорным лаком. Рисунок переводится на пластинку, и офортной иглой художник царапает изображение подобно тому, как рисует пером по бумаге, только вместо черной линии на белом фоне игла обнажает металл, оставляя светлые штрихи на темной поверхности лака.
Когда рисунок готов, пластинка погружается в кювету с кислотой, промывается проточной водой, а лак смывается растворителем. На пластине появляется рисунок - углубленные штрихи, следы травления кислотой.
С изображением старого Ставрополя на металлической пластине Владимир Грибачев и пришел на выставку. А заодно с коллегами по цеху приволок сюда 400-килограммовый офортный станок, чтобы продемонстрировать, как делается оттиск.
В плотном окружении публики художник накинул поверх костюма фартук и живенько закатал рукава. Занявший удобное место в первых рядах мэр Георгий Колягин пошутил: «Что, бить будете?»
«В мои планы это не входит», - тоже отшутился художник и принялся резиновым шпателем наносить на гравюру тонкие слои офортной краски разных цветов.
Со всех сторон, как из рога изобилия, сыпались отвлекающие вопросы, так что мастер успевал делать сразу несколько дел одновременно, на всякий случай предупредив: мол, не судите строго, если чуток не получилось, дело требует полного сосредоточения.
«Так сосредоточьтесь же, наконец, Владимир Яковлевич! Будьте ответственнее!» -  строгий, назидательный голос из толпы заставил всех обернуться, непроизвольно умерив свое любопытство. Невозмутимым оставался лишь сам художник - замечание последовало от его супруги.
 Удалив привычными движениями с поверхности гравюры лишнюю краску, мастер приступил к завершающему этапу. Бережно положил пластину на станок, наложил сверху влажный лист бумаги, накрыл куском сукна из офицерской шинели, отрегулировал давление и, вращая маховики, пропустил весь это слоеный пирог между двумя валами.
Через пару минут работа уже сушилась на веревке посреди выставочного зала. Чтобы власть не забывала о художниках, картину решено было подарить мэру, тем более что изображено на ней здание городской администрации, каким оно выглядело сто лет назад. Сама же выставка состоит из нескольких разделов.
Первый - это произведения современных авторов Северного Кавказа, в частности, таких прославленных, как Виктор Андросов, Александр Гайдин, Умар Мижев, Валентина Санжарова, Магомет Хабичев.
Второй - это коллекция произведений эстампа и скульптуры из домов творчества, в том числе такого известного, как «Челюскинская», в свое время оказавшего благотворное влияние на развитие в стране пластического искусства (внимание многих особенно привлекла коллективная автолитография группы экспериментального эстампа).
Расположившись в Подмосковье, неподалеку от маленькой станции Челюскинская по Ярославской железнодорожной ветке, дом творчества специально был создан для художников-графиков. Когда-то он принадлежал академику живописи Александру Герасимову, в 1947-м был передан Союзу художников специально под творческую дачу. Позднее здесь появился новый корпус.
В старые времена в «Челюскинскую» приезжали П. Корин и И. Грабарь, здесь работали Т. Гапоненко, Б. Иогансон, С.Чуйков, Е. Кибрик, В. Ефанов, А. Билль, А. Ливанов, И. Бруни, сформировались многие известные мастера российской графики. Бывал здесь и Владимир Грибачев (последний раз в 2007-м), о чем и по сей день хранит самые теплые воспоминания.
К слову, в советские годы такие дома творчества существовали по всей стране, в самых живописных местах: в Крыму, под Ленинградом, в Прибалтике, в Переславле-Залесском, Горячем Ключе. Большинства  сегодня уж нет.
Пропагандирующий эстамп и скульптуру проект в Ставрополе не завершится - впереди экспозиции в Краснодаре, Черкесске, Нальчике, Сальске, на Кавказских Минеральных Водах. А жителей Ставрополя 9 декабря ждет новый сюрприз. Ведущие мастера живописи, графики, скульпторы проведут для всех желающих мастер-класс – всем одновременно предстоит запечатлеть образ натурщицы (имя не разглашается). Вход платный, но, как заверили организаторы проекта, чисто символически.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях