Поиск на сайте

Так называется уникальная выставка работ династии эмальеров Вдовкиных, которая открылась в Пятигорске в домике-музее Алябьева  

 

Основателем художественной династии является Николай Михайлович Вдовкин, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, глава Российской гильдии эмальеров. За сорок лет после окончания Высшего художественно-промышленного училища (бывшей «Строгановки») он пробовал свои силы в самых различных техниках изобразительного искусства – витраже, мозаике, настенной росписи...
Как рассказывает сам Вдовкин, его увлечение эмалью началось с поездки четверть века назад в Венгрию, в старинный город Кечкеме, признанный европейский центр эмальерного искусства. Сейчас он бывает там почти ежегодно, учится сам и учит других.
В редкой эмальерной технике работала его супруга Валентина Гелиевна (год назад она ушла из жизни), а сейчас традиции продолжает дочь Екатерина, лауреат многих художественных конкурсов Юга России.


Эмалевые картины – роскошные, неповторимые, практически вечные. Но материал этот для творца необычайно сложный, порой непредсказуемый, конечный результат не всегда можно предвидеть. А ведь в работе по металлу нужно сочетать качества не только тонкого живописца, но и мастера-ремесленника, умея обращаться и с горном, и с кувалдой.
Николай Михайлович создал собственную, уникальную технологию эмали, используя глазури высокого и низкого обжига, дающие различную поверхность – блестящую и матовую, гладкую и фактурную и поразительные цветовые сочетания. Причем Вдовкины работают в самой сложной технике, известной как «перегородчатая эмаль», которая предполагает долгий и кропотливый труд, аккуратность, ювелирную точность. При этом Вдовкины одни из немногих в мире(!), кто создает из перегородчатой эмали не миниатюры, а настоящие монументальные полотна.
Кроме того, их работы дороги в исполнении за счет использования золота, серебра, других драгоценных и редких металлов. Поэтому на Юге России эмальерные картины могут позволить себе покупать очень богатые люди, и в основном работы Вдовкиных – в частных коллекциях в Москве и за рубежом.
Николая Вдовкина в его работах интересует прежде всего человеческий микрокосм: Мать и Дитя, Добро и Зло, Любовь... При этом многие картины не лишены острого социально-политического звучания. Например, крайне колоритна работа «Баллада о Кавказе», где в невообразимой цветовой круговерти угадываются метафорические фигуры намертво сцепившихся орлов и волков.
Или вот картина «Красный эксперимент», выдержанная в мрачных кровавых тонах, где центральная фигура – зловещий пастырь в багряном клобуке, сжимающий посох-змею. Жутки и оттеняющие его второстепенные фигуры – выстроившиеся на Кремлевской стене безлицые палачи-солдаты.
Вдовкина привлекают сюжеты с подчеркнуто символическим значением, но все же большинство работ мастера проникнуты верой в человека и надеждой на Спасение. Часто его картины пронизывает библейский пафос (кстати, сам Вдовкин человек глубоко верующий, он расписывал множество храмов Кавминвод, в том числе и самый крупный – кисловодский Свято-Никольский собор).
Таковы, например, работы с выставки «Ноша» (сцена вошествия на Голгофу), «Положение в гроб», «Наследник» (сцена рождения Иисуса), а также работа Валентины Вдовкиной «Хозяюшка» (крайне своеобразная икона Богоматери – образ светлый, проникновенный и трепетный). Тончайший психологизм автора отмечает работа «Золотая клетка» – образ то ли любовницы, то ли жены, заточенной богатеем в настоящую клетку. Необычайно ярка выдержанная в радужных красках картина «Детство», проникнутая нежной родительской любовью.
Для Валентины Гелиевны запредельная острота социального пафоса не характерна. Напротив, она легко играет с забавными сюрреалистичными образами, в частности, в цикле про милых дуралеев «Жизнь в синем доме» или раблезианском «Корабле глупцов».
Нарочитый примитивизм отличает и некоторые работы Николая Михайловича, например «Изобретение колеса», частично выполненное в стиле «пещерной» живописи. Похожие мотивы можно угадать и в цикле работ «Культура народов мира» самой младшей из мастеровитой династии, Екатерины Вдовкиной.
Иные работы прославленных эмальеров на выставке кажутся просто милым баловством. Например, «Сплетня» – рассевшиеся на ветках сороки в цветастых платочках похожи на бабулек, перемывающих кости соседям. Или вот, например, картина «Разговор» – два пузана, красное яблоко и желтая груша, без умолку что-то мелют друг другу.
Вдовкины мечтают организовать на Кавминводах первую в России галерею эмалей в родном селе Побегайловка под Минеральными Водами. Искренне надеюсь, что это желание сбудется.

 

 Антон ЧАБЛИН
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях