Поиск на сайте

 

Краевая Счетная палата включилась в объявленную президентом борьбу с коррупцией

   

На днях в Ростове руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин провел совещание южнороссийского отделения Ассоциации контрольно-счетных органов России, на котором обсуждались задачи внешнего государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией. Об итогах мероприятия, текущей работе и планах на ближайшее будущее с корреспондентом Открытой поделился руководитель краевой Счетной палаты Андрей Колесников.

 

- Андрей Алексеевич, почему такое совещание решили провести именно на юге страны?
- Не секрет, что Южный федеральный округ - едва ли не самый коррумпированный в стране. Недавно фонд «Общественное мнение» по заданию президента провел исследование «Социальные ресурсы преодоления коррупции». Первое место по уровню коррупции заняла Москва - 42% опрошенных признались, что за последний год хоть раз давали взятку. А следом за столицей с ничтожным отрывом идут Кубань (41%) и Ставрополье (40%).
Эти результаты, на мой взгляд, следует расценивать как мощный удар по инвестиционному климату Ставрополья. Не случайно Валерий Гаевский назвал борьбу с коррупцией задачей номер один для правительства на ближайший год. В краевую Думу уже внесен проект закона о противодействии коррупции, идет оптимизация и сокращение госаппарата - только за последние полгода численность чиновников в крае уменьшилась на 11%.
Важно отметить, что действия нашего губернатора - это часть общенационального «крестового похода» против коррупции, объявленного президентом Медведевым.
- Но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Можно как заклинание повторять слова «борьба с коррупцией», но регион нуждается в конкретных мерах, причем в первую очередь на муниципальном уровне.
- Безусловно. И с нашей стороны в этом направлении уже есть очень серьезные подвижки. Например, еще летом Счетная палата края заключила соглашение с администрацией Ставрополя о взаимном сотрудничестве. Будем регулярно проводить проверки законности и эффективности использования бюджетных средств муниципалитета. На днях мы обнародовали результаты первой такой проверки, и вот что важно: сразу после этого к нам обратилось около десятка глав муниципалитетов, которые изъявили желание заключить подобное соглашение со Счетной палатой.
Ряд муниципалитетов создал собственные контрольно-счетные органы, они уже есть в Ставрополе, Кисловодске, Красногвардейском районе, на подходе еще несколько территорий. В декабре мы планируем провести заседание краевой Ассоциации контрольно-счетных органов с участием губернатора и представителей федеральной Счетной палаты. Мы ставим перед собой амбициозную, но выполнимую задачу - создать в крае единое поле государственного финансового контроля.
- Интересно, зачем главам муниципальных образований приглашать аудиторов в свои безраздельные вотчины, ведь для некоторых из них итоги проверки могут прозвучать как смертный приговор?
- Я считаю, что с предложением о заключении соглашений к нам вышли именно те главы, которые сами не злоупотребляют казенными средствами и стремятся не допускать махинаций среди своих подчиненных.
- Как бы вы охарактеризовали итоги комплексной проверки администрации Ставрополя?
- Результаты, откровенно говоря, неутешительные. Финансовая политика администрации Ставрополя предыдущих лет сводилась к наращиванию кредиторской задолженности. На начало нынешнего финансового года долги составляли 200 млн. рублей, в том числе организациям городского хозяйства - более 180 млн. рублей, бюджетным учреждениям - более 18 млн. рублей.
В систему вошли нарушения в сфере госзаказа. Очень часто конкурсы проводились на безальтернативной основе: заявки на участие подавали несколько фирм, но загодя «не свои» искусственно отстранялись от торгов, а «свои», не имея конкурентов, автоматически признавались победителями. Нередко с победителями таких дутых конкурсов контракты заключались на суммы, намного превышающие предусмотренные бюджетной росписью.
Массу нарушений мы выявили в сфере земельных отношений. Так, в документах на выставляемые на аукционах земельные участки чиновники не указывали ключевые параметры этих участков. Проще говоря, застройщики покупали «кота в мешке». Естественно, это давало прекрасную почву для коррупционных проявлений.
- Любой бюджет, как известно, состоит из двух частей: социальной (примерно две трети) и собственно экономической. В какой из них больше нарушений?
- Для увода денег из казны, как правило, используются всевозможные изощренные схемы, квалифицировать которые как воровство вправе лишь правоохранительные органы. В нашей компетенции - оценивать нарушение как нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. И, к сожалению, такой диагноз приходится ставить чересчур часто.
Большинство мутных схем на Ставрополье проворачивается в сфере ЖКХ, дорожной отрасли, в сфере размещения госзаказов, в деятельности ГУПов и МУПов. Другое дело, что доказать нарушения бывает зачастую непросто. Согласитесь, крайне сложно проверить, сколько в прошлом году муниципальные власти вывезли на свалку мусора, сколько высыпали соли на дорогах города, постелили асфальта. А ведь в результате проверки мы должны иметь стопроцентную уверенность в своих выводах и готовность отстоять их в суде.
- У вас уже было несколько десятков проверок, и в ходе каждой Счетная палата выявляла огромные нарушения. Хоть один чиновник после ваших проверок был уволен?
- Не стану утверждать, что отстранение от работы ряда руководителей стало прямым следствием наших проверок. Бесспорно то, что мы смогли вскрыть и сформулировать основные проблемы проверяемых отраслей, привлечь к ним пристальное внимание органов власти и общественности.
И наши выводы были восприняты со всей серьезностью - при принятии кадровых решений наверняка учитывались и результаты наших проверок. Ощутимые изменения произошли, например, в Фонде обязательного медстрахования края, в краевом комитете физкультуры и спорта, в дорожной отрасли, в комитете по госзаказу.
- Уголовные дела по материалам ваших проверок возбуждались?
- У самой Счетной палаты нет репрессивных функций, мы контрольный орган, и материалы своих проверок лишь направляем в прокуратуру или милицию для принятия конкретных решений. Но, честно вам признаюсь, порой бывает нелегко работать с силовиками.
Скажем, в прошлом году мы провели аудит краевого дорожного министерства и подведомственных ему ГУПов и выявили нарушений почти на 350 млн. рублей. Позднее наши выводы подтвердила и дополнительная проверка Контрольно-ревизионного управления губернатора, а затем и краевой Арбитражный суд.
Арбитраж решил, что 139 млн. рублей, незаконно потраченных дорожниками, должны быть возвращены в бюджет края. Около 34 млн. рублей должны истребовать федеральные структуры, поскольку это были перечисления из Москвы. Плюс еще 62 млн. рублей приписок, материалы по ним мы и передали непосредственно в милицию и прокуратуру. Но до сих пор правоохранительные органы свои выводы не озвучили.
Сейчас мы по поручению Степашина готовим материалы к всероссийскому совещанию, которое состоится 10 декабря в Кремле под председательством президента на тему о роли и задачах органов внешнего финансового контроля в борьбе с коррупцией. В связи с этим направили запросы в прокуратуру, ГУВД и ФСБ края, а также в антимонопольную службу с просьбой предоставить информацию о том, какие меры предприняли эти ведомства по материалам наших проверок. Пока ожидаем ответов.
- Только что вы закончили проверку проекта краевого бюджета на будущий год. Если вкратце, чем остались недовольны?
- Бюджет всегда готовится на основе прогноза социально-экономического развития региона, который разрабатывает Минэкономики края. Так вот, основные параметры бюджета-2009 были рассчитаны на основе оптимистического прогноза - ведь когда он составлялся, в крае еще не ощущались отголоски мирового финансового кризиса.
Однако уже осенью стало понятно, что экономическая ситуация меняется в худшую сторону. В ближайшей перспективе инвестиции будут снижаться, а банковские кредиты, напротив, только дорожать. Да и при прогнозируемом росте цен на энергоносители заложенный в бюджете параметр инфляции в 8% выглядит крайне заниженным.
Прогнозы поступления доходов в краевую казну в будущем году нам также кажутся нереально оптимистичными - особенно по таким бюджетообразующим налогам, как налог на прибыль и НДФЛ.
По мнению Счетной палаты, нужно подготовить уточненный прогноз социально-экономического развития края, который бы учитывал сокращение прибыли предприятий, фонда оплаты труда и других экономических показателей. Соответственно, нужно пересмотреть некоторые основные параметры бюджета на 2009 год.
- Андрей Алексеевич, какие проверки у вас намечаются в ближайшее время?
- По поручению губернатора проверим, как расходуются деньги, выделенные краю на капремонт многоэтажек по федеральной программе. Будем готовить аналитику по межбюджетным отношениям на примере города Лермонтова (в прошлом году исследовали на этот предмет Минераловодский, Грачевский и Благодарненский районы). В планах проверить деятельность Министерства экономики края, скоро будет готово заключение по проверке Минприроды.

Беседовал
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях