Сбывается давняя мечта руководителя муниципального оркестра «Кантабиле» Сергея Кириллова – ставропольцы будут слушать орган с широко открытыми глазами
В нынешнем году муниципальный оркестр «Кантабиле» дает свой 16-й сезон. О существовании этого коллектива знают далеко за пределами нашего края и даже страны. Не случайно многие ставропольцы, желая похвастаться своим городом и его культурой, непременно ведут гостей на его «четверги» - еженедельные концерты. Так что «Кантабиле» стал уже своего рода достопримечательностью краевого центра.
Трепетно относясь к своему «детищу», Сергей Кириллов неизменно придумывает что-то новенькое. В 1995-м появился в Ставрополе орган американской фирмы «Аллен». Он имеет 70 регистров и совершенную систему управления, что позволяет исполнять любые произведения органного репертуара. Чуть позже с оркестром стала выступать лауреат международного и российских конкурсов певица Ирина Белая. Периодически зрителей на концертах «Кантабиле» «балуют» солистами из других городов и стран. А вот теперь Сергей Кириллов замахнулся на еще невиданное в крае – установить цветомузыку для органа. С дирижером-экспериментатором встретился корреспондент «Открытой».
- Сергей Сергеевич, цветомузыка в нашем понимании все-таки ассоциируется с дискотеками 70-80-х: «две колонки в 200 ватт» и яркие вспышки цвета. Но ваш репертуар – исключительно классическая музыка, которую ценители иной раз слушают, закрыв глаза. А тут цвет…
- Это, действительно, моя давняя мечта. Вы просто не представляете, насколько цвет помогает восприятию органной музыки. Кстати сказать, идея сочетания классической музыки и цвета далеко не нова. Еще в начале прошлого века ею увлекались и воплощали в своем творчестве многие музыканты. Русский композитор А. Скрябин, например. И слушателям (или нужно говорить зрителям?) это нравилось. Краски подчеркивают звуки и рисуют своеобразные музыкальные картины. Я бы даже сказал, помогают медитировать, то есть погружаться в самого себя.
В США уже закуплена соответствующая аппаратура и специальная компьютерная программа. Дело осталось за малым – все это установить в нашем Органном зале – малом зале музыкальной школы №1.
- Оркестр знают, на концертах аншлаг… Зачем это вам нужно? Хотите привлечь публику спецэффектами?
- Не только и не столько для этого. Я отвечу вопросом на вопрос. А вы не задумывались, почему сравнительно небольшому коллективу музыкантов удается уже 16-й сезон продолжать жить в творческой атмосфере и быть на подъеме? Да потому, что у нас есть несколько движущих моментов. Один из них – борьба за нашего зрителя. Не в смысле количества слушателей на концерте, а в смысле их культурного воспитания.
Не случайно «Кантабиле» придумывает различные творческие программы, включая в них как известные произведения известных композиторов, так и неизвестные и неизвестных. Наша постоянная аудитория – пенсионеры, студенты, интеллигенция. Имена Чайковского, Моцарта, Вивальди, к примеру, у них на слуху, и вдруг на концерте они открывают для себя музыку Пьяцоллы, Крейслера (перечислять можно еще и еще). Теперь пусть попробуют органную музыку в сочетании с цветом. Интересно?
- Еще как!
- А хотите, я читателям «Открытой раскрою секрет? Это не единственная моя задумка. Известно, что я регент Архиерейского хора Андреевского кафедрального собора. Там сложился замечательный хор. Если добавить к этому не менее замечательный оркестр «Кантабиле» - получится прекрасная возможность ставить мини-оперы. И это реальность. Во-первых, у меня соответствующее образование. А во-вторых, в свое время я на этом собаку съел.
Я всегда говорю, что музыку нужно подавать как дорогое, изысканное кушанье. В соответствующей посуде, изысканно украшенное и приправленное. И это – задача музыкантов оркестра.
С самого начала мне было интересно, как же ставропольская публика будет реагировать на классику. Так сказать, социальный эксперимент в отдельно взятом городе. И он, мне думается, удался.
В этом, кстати сказать, нам очень помогает и помогала неизменная ведущая наших концертов - музыковед, заслуженный работник культуры РФ Галина Зайцева. Она умеет просто, доступно рассказать об особенностях сложнейших произведений и одновременно заинтересовать этим автором на будущее. Даже про самых известных композиторов она может «откопать» такие факты, что диву даешься.
- В месяц оркестр дает четыре концерта, готовит две программы. Это же колоссальная нагрузка на музыкантов, кстати, за весьма скромную зарплату, чуть ли не вровень с дворниками. И тем не менее вы уже более десятка лет следуете этому принципу.
- Да, это наша давняя традиция – обновлять программу каждые две недели. Она остается незыблемой и сейчас. Это возможно исключительно оттого, что в коллективе играют замечательные музыканты, постоянно держащие высокую планку. Считаю, что наши профессионалы – лучшие в крае. Все они играют как солисты: один-два человека на партию. Так что спрятаться не за кого. Отсюда и высокий класс исполнительского мастерства.
А что касается нагрузки… Знаете, это что-то сродни наркотическому состоянию. Мы привыкли работать и жить в таком режиме – два концерта. Если вдруг их количество увеличивается даже на один – мои музыканты начинают сетовать, мол, надоело уже. Давайте что-то новенькое репетировать
- Кстати, о новеньком. Лишь немногие знают, что вы много путешествуете по стране и за рубежом. Из каждой поездки вы привозите забытые или, казалось бы, утерянные ноты, достаете уникальные нотные тексты по знакомству, за счет личных контактов, почти всегда за собственные деньги.
- А что делать? В Ставрополе нет нотной библиотеки. Приходится для оркестра приобретать нотный материал таким путем. Замечу, что за годы работы у нас скопилась уже приличная библиотека. Но мы не жмоты, разрешаем ею пользоваться всем и абсолютно бесплатно.
- Бескорыстный вы человек, бескорыстный оркестр «Кантабиле». У вас даже билет на концерт почти ничего не стоит – это всего лишь три булки хлеба…
- А рынок и искусство вообще не совместимы. Есть такая немецкая река Рейн. Веками туда сбрасывали нечистоты, и она стала погибать. Опомнились, вычистили, и сейчас это река с чистой водой, съедобной рыбой, красивыми берегами. Так же и душа человека, которую культура должна очищать. Ну не может человеческая душа существовать на таком психологическом надрыве, в каком мы сейчас живем. Надо начинать себя любить. Читать красивые книги, а не кровавые боевики, смотреть красивые балеты, картины, гулять в красивых парках и садах. Жить, в конце концов, не в бетонных коробках, а в красивых домах. И слушать красивую музыку.
Почему в той же Германии концертные залы полны? Да потому, что в наше сумасшедшее время на концерты там ходят, как к психотерапевту, очищая свой внутренний мир, успокаивая его и настраивая на прекрасное. Если человек хочет хорошо и долго жить, он должен быть окружен красотой внешней и внутренней.
Беседовала
Жанна ЩЕЛКУНОВА
Досье "Открытой"
Сергей Кириллов родился в Сочи, окончил музыкальную школу, музыкальное училище и затем Киевскую государственную консерваторию по классу фортепиано профессора Н.Сильванского (1976 г.) и по классу органа профессора А.Котляровского (1982 г.). Проработал 12 лет на кафедре дирижирования.
В 1990 году приехал в Ставрополь и основал оркестр «Кантабиле», руководителем и главным дирижером которого остается до сих пор. Регент Архиерейского хора Андреевского кафедрального собора Ставрополя. Награжден орденами Русской православной церкви «Св.равноапостольского князя Владимира» 3-й степени и «Преподобного Сергия Радонежского» 3-й степени. Женат.
Добавить комментарий