Ставропольские фанаты воссоздают древнюю историю Монгольской империи, канувшей в Лету сотни лет назад
В краеведческом музее открылась выставка «От кочевий – к городам», авторский проект ставропольцев Людмилы и Вадима Макласовых. Они много лет увлечены историей Монгольской империи – крупнейшего из когда-либо существовавших на планете государств, которое простиралось от Дуная на западе до Японского моря на востоке.
Макласовы – члены клуба исторической реконструкции «Маджар», в который входят самые обычные люди: врачи, инженеры, бизнесмены... В часы досуга они с любовью воссоздают предметы быта и гардероба, оружие и амуницию Монгольской империи.
«Маджар» давно дружит с музеем, в стенах которого выставки, посвященные монголам, проходят регулярно. Например, два года назад молодой врач-психиатр Елена Корж представила здесь одежду, в которой ходили древние монголы – аристократы, воины, простолюдины.
Причем для реконструкции в «Маджаре» используют только настоящие ткани – парчу, тафту, атлас, эксельсиор... Такие, конечно, не купишь даже в столичных магазинах, их приходится заказывать из Китая, Ирана, Узбекистана.
Так выглядит монгольская юрта (гэр) внутри и снаружи
Ведь реконструкторы из «Маджара» с большим трепетом относятся к исторической достоверности: изучают научные монографии, архивы. Многие одеяния, которые можно увидеть на выставке, выполнены по эскизам Звезданы Доде – это выдающийся ставропольский археолог, член Международного центра изучения древних тканей.
Она занимается реставрацией костюма народов, в древности населявших Северный Кавказ, – в том числе золотоордынцев.
Несмотря на то, что любой текстиль (в отличие от керамики или оружия) крайне недолговечен, археологического материала для реконструкторов на Кавказе немало. Ведь монголы, еще в XIII покорившие кавказские просторы, основали здесь множество городов.
Ныне от них остались захоронения Маячный бугор (Астраханская область), Вербовый Лог и Азак (Ростовская область)...
Несколько археологических памятников есть и на Ставрополье, в частности, могильники Джухта (Апанасенковский район), Козьи Скалы (Предгорный район), Новопавловский (Кировский район). Ну и, конечно, Маджар – одна из монгольских столиц, утопавшая в золоте и садах. Выстроена она была на реке Кума, где сходились десятки караванных путей.
Ныне, к сожалению, от некогда крупнейшего города Кавказа не осталось почти никаких следов.
Раскопки, которые проводились по всему Югу России, и стали основой для нынешней экспозиции. Мастера из «Маджара» воссоздавали по археологическим находкам облик древних монголов: костюмы и ювелирные украшения, доспехи и кольчуги.
Отдельно, конечно, стоит сказать об оружии – на выставке можно увидеть шестоперы, сабли, кинжалы. Есть богато украшенные саадаки – наборы конного лучника (они состоят из лука и стрел) и даже ручная пушка (прообраз мушкета). Разнообразие вооружений (передовых, кстати, для Средних веков) и делало монгольскую армию одной из сильнейших на планете.
На выставке есть точные копии ювелирных украшений монгольской эпохи – медных, серебряных, бронзовых. Монгольская знать (и не только женщины, кстати) были большими любителями украшений, которые играли в Средние века на Востоке еще и сугубо прикладную роль – определяли принадлежность к определенному сословию.
Один из самых редких экспонатов – копия серебряной пайцзы Узбек-хана, хранящейся в Государственном историческом музее. Пайцза - это верительная грамота, которая выдавалась монгольскими ханами своим наместникам: носили ее на шее на цепи как знак наделения особыми полномочиями.
В современном мире круче тот, у кого новее айфон. А в Монгольской империи мерилом социальной значимости были... головные уборы. Аристократок можно было узнать по боктагу – это конический головной убор из бересты, которую обтягивали шелком и украшали перьями павлина, жемчужными подвесами, серебряными и бронзовыми навершиями. И чем богаче выглядел боктаг, тем важнее была его хозяйка.
Еще одним «опознавательным знаком» влиятельных персон считались... пояса. Поначалу поясные наборы были знаком воинской доблести, но постепенно превратились в обывательский символ богатства и власти.
На кушаках, которыми подпоясывали парчовые и шелковые халаты, красовались бронзовые и серебряные бляхи, богато украшенные с помощью чеканки, филиграни (напайки тонкой проволоки) и чернения. Нередко из таких блях складывалась целая история жизни правителя, который носил пояс.
Своеобразный «рекорд» принадлежит одному монгольскому министру-евнуху, которого в 1510 году обвинили в коррупции. В его доме нашли коллекцию из почти пяти тысяч поясов, украшенных драгоценными камнями. По его просьбе выковали даже два комплекта парадных доспехов... из чистого золота.
Золотых доспехов, к сожалению, на выставке в краеведческом музее нет. Зато есть не менее интересные экспонаты, позволяющие из множества мелочей воссоздать картину быта Монгольской империи.
Самая разнообразная керамика, богато украшенная глазурью (пиалы, кстати, носили даже на поясе).
Стеклянные шпильки для волос с необычным орнаментом в виде разрезанного пополам граната (для монголов это был символ мужского плодородия). Карманные зеркальца в виде начищенных до блеска бронзовых пластин.
И никакой посетитель не уйдет с выставки, не заглянув в войлочную юрту – она воссоздана в подлинном размере (кстати, монгольская юрта, или гэр, зарегистрирована ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия человечества).
Антон ЧАБЛИН
Традиционный монгольский головной убор
Комментарии
Надо же- цитата-:"...одному монгольскому министру-евнуху, которого в 1510 году обвинили в коррупции." Похоже- что коррупция появилась вместе с человечеством- и уйдет вместе с человечеством!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий