Поиск на сайте

Что ждут от курортов любители неорганизованного отдыха со скромным достатком?

От имени такой невзыскательной публики делится своими соображениями автор.

Читатель, поделись и ты впечатлениями

Уже несколько лет подряд мы проводим зимние каникулы на Кавказских Минеральных Водах. Это обычно две-три ночи в недорогой гостинице, а днем прогулки по паркам. Никогда в своей жизни в санаториях я не отдыхал, как-то не пришлось. Льготных путевок мне никто не давал, а на коммерческой основе это достаточно дорого. А свободный бюджетный отдых меня и мою спутницу жизни вполне устраивает.

Судя по публике, которая съезжается на курорты во время зимних каникул, это такие же, как и мы, любители неорганизованного отдыха, не отягощенные большими капиталами. И таких среди зимних гостей городов-курортов большинство. Вот от имени такого невзыскательного, но массового отдыхающего и хочу высказать некоторые соображения.

Привет из СССР: непрезентабельный быт

Отдыхали мы во всех городах Кавминвод, кроме Пятигорска. Он нам кажется слишком шумным для курорта, видимо, сказывается статус столицы Северо-Кавказского федерального округа.

Другие города более камерные, и там можно сосредоточиться на красотах природы. Это их плюс, который одновременно является и минусом. Что я имею в виду? Да то, что камерность – это не синоним заброшенности, запущенности. А следы неухоженности, увы, приходится встречать на каждом шагу.

В позапрошлом и прошлом году останавливались в Ессентуках. Добраться туда из Ставрополя можно на маршрутке, которая ходит два-три раза в день. Наверное, вполне достаточно, так как большого наплыва людей в этом городке я не заметил.

Вообще, Ессентуки, если не считать курортную зону – это большая деревня. И это впечатление у вас возникает сразу же, как вы приезжаете на автобусный вокзал. Он как будто остался в 50-х годах прошлого века. И непритязательной архитектурой, и интерьером, и отсутствием следов ремонта. Одна касса, у которой собираются длинные очереди, если отправляется несколько рейсов в получасовом интервале.

Конечно, при желании в этом можно тоже найти прелесть – вспомнить наш незатейливый советский быт и сервис. Но, думаю, большинству молодых людей это непонятно и вызывает только раздражение.

Да и курортная зона – это тоже ретроспектива. Почти ничего со времен Советского Союза здесь не создано, если не считать нескольких зданий, более или менее удачно вкрапленных в давно сформированный облик.

Лично мне было интересно находить следы дореволюционной жизни, милые особнячки начала ХХ века, у каждого из которых свое лицо,  своя прелесть. А советский период эстетических чувств не вызывает, хотя понимаю, что если бы не он, то сегодня в Ессентуках вообще бы никакой курортной базы не было.

Хорошее впечатление произвел курортный парк, особенно в мороз и снегопад. Но, опять же, неухоженных уголков здесь более чем достаточно.

Хорошо, что в Ессентуках есть железнодорожный вокзал, и на электричке легко можно попасть во все города-курорты, кроме Железноводска.

Вокзал, которого нет. Ни маршруток, ни такси

В Железноводске мы останавливались в этом году. Прямого маршрута туда из Ставрополя просто нет. Заходят два проходящих автобуса. Останавливаются они на небольшой площади у железнодорожного вокзала.

И тут выяснилось самое интересное. Оказывается, весьма симпатичное здание вокзала, видимо, еще дореволюционной постройки или стилизованное под тот  стиль, - бутафорское. Уже давно нет железнодорожной ветки, по которой можно было бы добраться в Железноводск из других городов-курортов. Ее закрыли якобы из-за нерентабельности.

А как же добираться, например, в Кисловодск? Написанное от руки объявление в комнатке, где находится автобусная касса, играющая и роль автостанции, сообщало, что маршрутки в Кисловодск нет.

Местные жители рассказали, что надо поехать на маршрутке до станции Бештау, а там пересесть на электричку.

- Но имейте в виду, не все электрички там останавливаются. Может, вам лучше поехать до Лермонтовской, что в Пятигорске.

Признаться, мы были не готовы к такому развитию событий. Чтобы доехать до Бештау, надо было ждать маршрутку часа полтора, чтобы попасть в Пятигорск, тоже надо знать расписание маршруток, иначе можно простоять на морозе около часа.

Нам повезло, такая маршрутка как раз отправлялась. Ее водитель предупредил: когда будете возвращаться, можете и застрять в Пятигорске, так как маршрутки ходят редко.

Мы решили доехать до станции Бештау, оттуда, по словам пассажиров, можно будет доехать на недорогом такси.

Вышли, а это было часов шесть вечера, в кромешной тьме. Не только ни одного такси, но и ни души. Повезло, что с нами вышла пассажирка, за которой приехала дочь на своей машине. Они любезно довезли нас до гостиницы в Железноводске. Вот такой транспортный сервис!

Парк в Железноводске прекрасный. Он, кстати, единственный в городах-курортах естественного происхождения, то есть лес. Все остальные – рукотворные.

Прекрасная Пушкинская галерея, каскадная лестница, другие достопримечательности давно ждут руки реставраторов. Но, как я понимаю, денег пока на эти работы нет.

Денег нет и на элементарное наведение порядка в  самом городе. Рядом со зданием горадминистрации на улице Ленина мы видели заброшенные дома. Видимо, жильцов выселили из аварийных строений, а их бросили до лучших времен, средств даже на снос нет.

Вот такой город контрастов. На фоне божественной природы неприглядные результаты человеческой деятельности.

Деньги есть, работы - непочатый край

Не буду касаться уровня обслуживания курортников в санаториях. Я там, как уже говорил, не бывал. По словам моих знакомых, которые отдыхали в здравницах, там вполне добротный курортный сервис советского образца, со всеми плюсами и минусами этого определения. Но ничего такого, что бы могло привлечь сюда людей состоятельных и, тем более, иностранцев.

В основном ездят в здравницы городов Кавминвод люди среднего достатка и те, кто воспользовался социальными льготами.

А вот таким, как мы, неорганизованным отдыхающим на наших курортах, похоже, вообще не слишком рады. Особенно это заметно в Кисловодске, самом благоустроенном городе Кавминвод и самом популярном, благодаря чудесному воздуху и парку.

Справедливости ради надо сказать, что здесь заметны перемены к лучшему. Немало дорожек в парке вымощены плиткой, заменены бордюры. У входа в парк, около нарзанной галереи, появился сквер Алексея Реброва, известного в прошлом помещика-хозяйственника и мецената. Здесь поставлен памятник этому выдающемуся человеку.

То есть, деньги, которые выделяются Кисловодску из федерального и краевого бюджетов, начинают работать. Но работы -  непочатый край, до кардинальных перемен пока еще далеко. А до того, чтобы, по словам заместителя председателя Совета Федерации Николая Федорова, сделать Кисловодск лучшим курортным городом Европы, так же далеко, как от наших Кавминвод до Парижа.

«Куда вы лезете, мужчина?!»

Если инфраструктуру и можно за пять-десять лет серьезно изменить, то все равно не привлечь сюда новые потоки туристов, если не изменить менталитет людей, захвативших торговлю и общепит Кисловодска.

Думаю, что многие взыскательные люди, вкусив нынешний кисловодский сервис, сюда больше никогда не поедут. В Ессентуках и Железноводске к посетителям магазинов и кафе отношение более-менее приличное, так как здесь не избалованы обилием клиентов и за них как-то борются, а вот в Кисловодске к людям относятся, как к баранам, с которых нужно лишь стричь шерсть, читай, деньги.

Каждый раз, бывая в Кисловодске, поражаюсь бескультурью обслуживающего персонала в кафешках и закусочных. Очереди, неразбериха: «Мадина, вон тому мужчине дай шашлык. Да не вам, мужчина, куда вы лезете!» Такие реплики я слышал не раз в толкотне забегаловок в курортном парке. А там, где нет толпы, цены кусаются, и все равно невкусно.

Думая о том, как превратить Кавминводы в курорты мирового уровня, властям нужно поразмыслить, как поднять здесь на новый уровень культуру обслуживания.

Видимо, нужна какая-то система поощрения тех предпринимателей, которые готовы вести цивилизованный бизнес, а не драть три шкуры с отдыхающих при минимуме уважения.

Словом, необходим кардинальный пересмотр устоявшихся представлений о курортной индустрии. В противном случае никакие финансовые вливания не помогут.

Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора
 

Комментарии

tatyana kachura (не проверено)
Аватар пользователя tatyana kachura

Сергей Иващенко, Вам в Европу!!! Нечего вам делать на КаВМинВодах. Кушайте круассаны! Ну а остальные покушают вкусный шашлык или осетинские пироги у Мадины. Культура в Кисловодских кафе и ресторанах вполне приличная и кухня достаточно вкусная и не дорогая. И вообще КИСЛОВОДСК это чудо природы, даже без парка...

Виктория (не проверено)
Аватар пользователя  Виктория

Все правильно написано , то же самое говорят отдыхающие из других регионов - восхищаюися природой и красотами и недоумевают почему все это в таком запущенном состоянии. Власть должна вплотную заняться инфраструктурой, иначе мы просто потеряем курорты.

Геннадий (не проверено)
Аватар пользователя Геннадий

Железноводский парк - конечно запущен, но осенью 2017 года от центральной улицы до Смирновского источника и каскадной лестницы положили новую плитку, думаю это начало больших перемен, ведется реставрация дачи эмира Бухарского. Ессентуки отремонтировали парк Победы за ж/д путями, там сейчас очень красиво. В Пятигорске очень здорово гулять от места дуэли М. Леромонтова к Провалу вокруг горы Машук. Там очень красиво, городские жители там гуляют постоянно. Проведено освещение, через каждые сто метров мусорные корзины с пакетами, дорога в свежем асфальте, машины почти не ездят. А самое главное весной и летом по бокам дороги растут краснокнижные цветы в невероятном количестве. Кисловодск вообще преобразился в 2017 году, парк стал в 2 раза больше по размерам, появились электроавтобусы на котором можно доехать от Долины роз к входу в парк. Сделаны велодорожки, поменяли плитку, где-то выложили новые асфальтированные дороги. Кстати гостиницы можно найти и по 450 рублей за место, например в городе Лермонтов, туда хорошо ходят маршрутки. Вообщем приезжайте в города КМВ,

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях