Поиск на сайте

 

Мусорный коллапс грозит Ставрополю

 

На днях внимание жителей Ставрополя оказалось приковано к «мусорной» проблеме. Шумно напомнили о ней коммунальные компании, устроившие акцию протеста, – несколько принадлежащих им мусоровозов встали под окнами мэрии и принялись истошно сигналить. Бизнесмены требовали от властей пересмотра расценок по приему ТБО, которые резко взвинтили на единственной в городе свалке ООО «Полигон Яр».
И хотя проблема городским властям известна давно, к ее обострению чиновники оказались не готовы. Глава комитета городского хозяйства Александр Вальчук, который по должности и обязан разруливать подобные вопросы, по словам наших источников в мэрии, заперся в кабинете и не вышел к протестующим.
Пришлось «подключаться» чиновникам более высокого ранга. Но и они лишь отодвинули дату «мусорного коллапса» – реального решения застарелой проблемы мэрия так и не предложила. А у горожан возник резонный вопрос: что же за кадры «рулят» коммунальной отраслью Ставрополя?! 

 

Уплотненный тариф
Официально полигон принимает больше 70% городского мусора (около 2500 кубометров в сутки). Неофициально сюда свозят отходы жители окрестных сел, промышленных предприятий, колхозов. Без малого четверть века свалку обслуживало муниципальное предприятие «Полигон», но в 2002 году тогдашний мэр Иван Тимошенко продал ее в частные руки.
Свозят мусор на полигон восемь фирм. Часть их аффилирована с «Полигон Яром» («Вита-В», «САХ» и «Фаун плюс»), часть – принадлежит отдельным бизнесменам («Чистый город», «Экосистема», «Экосервис», «Кавинтек») и одна компания, «Фаун», муниципальная. Тариф для перевозчиков мусора утверждается ежегодно, причем исправно растет. Если в 2006 году за вывоз кубометра отходов спецпредприятия платили по 42 рубля, то сегодня - на треть больше.
Мусор, как правило, перевозят в уплотненном состоянии (для этого машины оснащены гидравлическим прессом) - именно этот факт и явился причиной раздора между «Полигон Яром» и поставщиками отходов на свалку. Если машина, к примеру, имеет объем 18 кубов, то полигон требует деньги за 40, то есть с учетом коэффициента уплотнения (для разных типов машин он варьируется от 2 до 9).
В свое время руководство муниципального «Фауна» не раз обращалось в «Полигон Яр», требуя исключить коэффициент уплотнения, однако понимания не нашло. Осенью прошлого года МУП обратилось в краевое антимонопольное управление, и там встали на сторону мусорщиков, признав свалку нарушителем и потребовав отменить  коэффициенты.
«ООО «Полигон Яр» злоупотребило своим доминирующим положением… в части навязывания условий договора, невыгодных для контрагента… действия ООО «Полигон Яр» приводят к убыточности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке...» - говорится в решении УФАС.
«Посмотрите на практику по всей стране! – говорит директор МУП «Фаун» Елена Лобанкова. – За последние пару лет принята масса решений в отношении полигонов-монополистов, которые незаконно взимают плату с мусоровывозящих компаний с учетом коэффициента уплотнения. Однако «Полигон Яр» решение краевого УФАС исполнять не спешит и обжаловал его в арбитражном суде».

 

Куча мала
Тем временем, пока арбитражный суд разбирается, «Полигон Яр» ввел коэффициент уплотнения еще для некоторых частных мусоровывозящих компаний, которые от этого  бремени были освобождены.
Как объяснил директор полигона Евгений Гнедых, раньше он жалел маленькие, развивающиеся, компании, но убедившись, что они стали на ноги, обзавелись техникой, имеют неплохие обороты, поставил их в общий ряд.
«На полигон приходят машины, которые утрамбовали 120 кубометров мусора до 20, и последнюю цифру требуют принять за расчетную! - поясняет Евгений Гнедых. - Но ведь масса уплотненного мусора все равно больше, чем просто сваленного в контейнер. Это значит, что наши расходы по его переработке и утилизации возрастают в разы. Да и странно получается: сами компании с населения берут по полной, а нас заставляют делать им скидку».
То, что оплату с населения мусоровывозящие компании берут за неуплотненные ТБО, местная пресса писала не раз. В чем фокус, поясним на простом примере.
Для мусоровоза марки КО-413 установлен коэффициент разуплотнения 1,8. Объем закрытого кузова у этой машины составляет 7,5 кубометра – именно столько мусора за один рейс она может перевезти. Однако с учетом повышающего коэффициента население оплачивает перевозку уже 13,5 кубометра. То есть объемы выполненных работ завышаются почти вдвое. Переплата только за один рейс мусоровоза составляет 1800 рублей.
 Однако у мусоровывозящих компаний своя логика. Они утверждают, что, в случае введения коэффициентов уплотнения, оплата за вывоз для населения и юридических лиц возрастет более чем вдвое.
«Стоимость услуг полигона в структуре наших расходов составляет треть, тогда как в других городах эта цифра не превышает 10 процентов, - говорит директор компании «Экосистема» Максим Шаповалов. -  Ладно бы еще мы видели, за что платим, а то только и успеваем колеса на машинах менять – обещанных дорог там нет и в помине!»
Было время, когда машины подъезжали к краю специальной пятиметровой эстакады, ссыпали мусор вниз, а там его разравнивали трактора. Теперь сваливают лишь бы куда – засыпали верхом и ту эстакаду, и половину подъездных путей. Диспетчер «гонит» мусоровозы в недра свалки, где еще остались «проплешины», а по пути через мусорные кучи машины рвут покрышки, гидравлические шланги, гробят коробки передач, мосты.
В свою очередь «убитое» состояние полигона его директор Евгений Гнедых объясняет просто: нас завалили мусором сверх нормы, исходя из которой рассчитывается тариф. По расчетам она составляет около 900 тысяч кубометров в год, а реально - на порядок больше.
«В конце концов мое решение брать за уплотнение продиктовано тем, что мы должны знать, сколько реально полигон принимает мусора, - от этого зависит и прибыль фирмы, и состояние экологии, и поиск инвестора для обустройства свалки», - убежден Гнедых.
Довод, что и говорить, веский. Но что мешает полигону развиваться поэтапно, ведь программа его обустройства утверждена и согласована, в том числе с руководством свалки?
 
 

Нулевая индустрия
Тариф для «Полигон Яра» утверждается властями, на прошлый год – мэрией, на нынешний – Региональной тарифной комиссией (бывший ее руководитель Георгий Колягин пересел в кресло главы Ставрополя). Скажем, на прошлый год он рассчитывался исходя из запросов компании, которые составили 44 млн. рублей.
Чтобы обосновать эту цифру, «Полигон» представил в мэрию бизнес-план. Например, 17 млн. рублей должно пойти по статье «расходы на услуги сторонних организаций». Какие услуги, каких организаций? Об этом не сказано. Еще 3 млн. рублей обтекаемо обозначены как «прочие виды работ». Кое-что по мелочи: 300 тыс. рублей на ремонт подъездной дороги, 400 тыс. – на ремонт ограды, 500 тыс. – на строительство резервуара с питьевой водой...
Тарифное постановление подписал мэр Николай Пальцев. Контроль за его исполнением был возложен на вице-мэра Игоря Бестужего. Однако большинство этих прожектов так и остались на бумаге.
В нынешнем году аппетиты «Полигон Яра» выросли до 48 млн. рублей. Свои запросы Евгений Гнедых обосновал в местной прессе так: мол, будем строить индустриальный технопарк по переработке мусора. Часть мелкогабаритного мусора (картон, бумага, полиэтилен) должна сортироваться вручную и затем отправляться на переработку. Так принято в Европе.
Любопытно, что еще шесть лет назад в интервью «Открытой» прежний директор полигона Платон Джиров заверил горожан, что уже разработан бизнес-проект, который в случае успешной реализации позволит полигону вернуться на «нулевой», экологически безопасный, уровень. Обещания эти прочно забыты.
Зато в принятой мэрией в прошлом году «Генеральной схеме уборки Ставрополя»  записано: «Полигон не отвечает санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям». Куда же смотрит мэрия?
Давно муссируется вопрос о том, чтобы сдавать мусор не в кубометрах, как сейчас, а в тоннах. Вроде как не против этого ни руководство полигона, ни обслуживающие компании, ни мэрия. Только собрать все стороны за круглым столом некому. Каждый тянет одеяло на себя, думает исключительно о своей выгоде.
Администрация города твердо стала на позицию защиты мусоровывозящих компаний, ведь в обиженных ходит муниципальный «Фаун». Посмотреть шире, подойти по-хозяйски не получается.

 

Провальный эксперимент  
Но выставлять крайними власти города, объективно говоря, было бы тоже неверно. В этой связи стоит напомнить историю десятилетней давности, когда в Ставрополе затеяли эксперимент по селективному сбору мусора. Весь цивилизованный мир использует этот принцип, позволяющий бытовым отходам дать вторую жизнь. После переработки получается хорошая бумага, черепица, изделия из пластика.
У семи многоэтажек по улице Бруснева установили три разноцветных контейнера - для бумаги, стекла и бытовых отходов. На домах расклеили красочные агитационные плакаты. По почтовым ящикам разбросали подробные инструкции. Бригады из работников местного ЖЭУ несколько дней подряд популярно просвещали подопытных. Всем без исключения и с запасом раздали одноразовые полиэтиленовые пакеты.
 Пока у контейнеров дежурили ответственные сотрудники ЖЭУ, все шло нормально. Но плоды приобщения к цивилизации обнаружились сразу, как только сняли постовых. Мешки с мусором толкали без разбору и куда попало. А граждане без определенного места жительства нашли в этой затее городских служб попытку облегчить им каждодневный труд по сбору пустых бутылок, с мясом выдрав крышки и замки контейнеров. Идея провалилась с треском... Больше подобных экспериментов в Ставрополе не ставили.
 
 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»

 

Иван23 июня 2011, 12:50

В Пятигорске прошлый мэр Шестопалов говорил что в городе будет поставлена турбина-электрогенератор, которая из отходов будет производить электричество. Насколько это реально сейчас? Это должно было удешевить поездку на трамвае.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий