Поиск на сайте

Ставропольский театр танца 10th Avenue выступил  на престижном международном фестивале Open Look в Санкт-Петербурге в числе лучших танцевальных трупп России

 
Ставропольские танцоры пытались пробиться на этот фестиваль в прошлом году – не получилось. «У вас очень большой потенциал, но пока вы не готовы», – ответили им. В этом году – новая попытка, минимум надежды - и неожиданное: «Да, вы прошли!»
«Мы ночь не спали – в такой были эйфории! В следующий раз, наверное,  испытаем ее, если повезем спектакль в Европу», – делятся ребята.
Чтобы понять их эмоции, надо знать, что такое Open Look. Фестиваль, справивший в этом году 18-летие, каждое лето представляет в России мировые тренды в современном танце (который, к слову, в нашей стране появился немногим раньше самого фестиваля – всего 25 лет назад). Помимо зарубежной программы Open Look четвертый год проводит отечественный фестиваль Russian Look, участники которого получают шанс показать свои работы международному профессиональному сообществу. А для зрителей, отмечают организаторы, «Russian Look – это возможность увидеть лучшие работы хореографов и режиссеров из различных регионов России сезонов 2014-2016».
В этом году лучшими отечественными танцевальными труппами эксперты признали 11 коллективов из более сотни подавших заявки. В числе избранных – 10th Avenue из Ставрополя.
 
 
«Дети у вас немыслимые!»
 
В Петербург поехал малый состав труппы - 11 человек, из них восемь - дети от 11 до 16 лет. Эти ребята на всех фестивалях покоряют зрителей и экспертов невероятной пластикой и эмоциональностью. Как они добиваются таких результатов?
Может, ведут спартанский образ жизни: спят на поперечном шпагате, питаются кефиром, разведенным водой, и физические нормативы сдают похлеще, чем кандидаты на службу в ОМОН? Например, 120 приседаний «пистолетиком» на одной ноге, 90 отжиманий от пола и 15 минут в позе «арабеска» с вытянутой в потолок ногой.
Делюсь догадками с директором школы Эдуардом Козловским – он смотрит с недоумением. Нет, говорит, у нас никаких аттестаций. Если дети хотят выступать, они сами понимают, что должны быть в форме, – в соло-группу из потока попадают самые сильные и мотивированные. А вообще, на технике свет клином в учебной программе школы не сошелся. Зрелищное сальто-мортале может украсить номер, но трюки не работают, пока ты не научишься другому – быть настоящим, свободным и честным в танце.
«Многих наших ребят не взяли бы в академии танца: не те пропорции, не те данные, кто-то просто корявый, – говорит главный хореограф-постановщик школы Ирина Кононова. – Но мы нашли применение разношерстным детям. На «несуразную» ученицу можно сделать такую хореографию, которую не осилит девочка с классической выправкой. У каждого ребенка есть талант, надо только суметь разглядеть его».
Должно быть, у Иры и ее коллег открыт третий глаз, потому как они видят скрытые таланты в «корявых», «жестких» детях и ставят на них такую хореографию, которая сражает профессионалов на самых серьезных танцевальных площадках.
Вот и бессменный директор Open Look Вадим Каспаров, перевидавший за несколько фестивальных дней весь цвет мировой современной хореографии, не сдержал эмоций. После выступления ставропольской труппы подошел к педагогам и восхищенно развел руками: «Дети у вас просто немыслимые!»
 
 
«Золото» наскучило
 
В танцевальном классе немыслимым детям рассказывают, что танец – это прежде всего воображение. «Представьте, что вас подцепили крючком и подтянули вверх, – командует Ира, показывая движение. – Представьте себя обезьяной… киборгом… червяком… Воображайте! Не выходит воплотить движение – зеркало в помощь: тренируемся по пять часов в день – и все получится».
Неужели это работает? Судите сами.
Школа современного танца 10th Avenue открылась в октябре 2005-го на базе Ставропольского института экономики и управления. Уже через полтора года ее воспитанники стали чемпионами мира в уличных танцах, а еще через год завоевали 13 первых мест на Международном Кубке стран СНГ. На российском уровне они вообще выигрывали все, что можно. Например, в 2009 году на рейтинговом конкурсе в Анапе в первый же день взяли 20 золотых медалей!
Основатель студии Виталий Макаренко уже тогда признавался, что школе тесно в рамках общероссийской танцевальной организации: «Практически все выиграно, сильных соперников не осталось. Нужно развиваться, выходить на новый уровень».
С тех пор взяты десятки европейских и мировых помостов. Но и в этом пространстве танцорам стало скучно. «Кубки – это начальный этап, ценности меняются, появляется стремление к другому», – говорит директор студии Эдуард.
Сегодня «другое» – это выход на сценические площадки в качестве театральной труппы.
 
Ирина Кононова с юными артистками театра.
 
Ломая рамки формата
 
Конечно, этот шаг случился не вдруг. К крупным жанрам ребята подступились пять лет назад. Сперва показали в краевом драмтеатре часовую программу «Мир без слов», где собрали лучшие номера. Год спустя выпустили шоу «Правильные души», где танцы уже переплетались с высказываниями мыслителя-одиночки о любви, радости и душевной чистоте.
А в 2013-м Ирина Кононова поставила первый полноценный спектакль под названием «Крыша» – «сказку о загадочной девочке, которая смогла найти дверь в свое воображение и очутиться в самых невероятных ситуациях, тайных закоулках своей «крыши», как анонсировали премьеру сами танцоры.
Спектакль собрал полные залы в Ставрополе, Краснодаре, Ростове, Ессентуках. Так же как и следующая работа Иры – «Муха в повидле» – история о семье, члены которой «охвачены иллюзиями, пороками, желанием наесться «сладенького» до отвала, но сумели вернуть в дом доброту, любовь, дружбу и уважение».
Во всех постановках ученики студии выступали наравне с педагогами. Во всех создатели ломали рамки формата, перемешивая танцевальные направления, экспериментируя с хореографией, музыкой, техникой, давая полную свободу мысли и движению.
«Нам сейчас сложно. Мы только ступили на путь, когда можем вывозить крупные работы, – признается Ирина. – Нам неинтересно возить школу туда, где мы возьмем все кубки-медали. Интересно попасть туда, где сложно, где нас реально оценят настоящие мастера».
Первой профессиональной площадкой, где 10th Avenue показали целый спектакль, стал международный фестиваль современного танца Open Look.
 
 
Провожали овациями
 
Получив новость из Северной столицы, танцоры не спали ночь и на два следующих месяца практически переселились в репетиционный зал – вычищать сюжет, оттачивать технику, искать новые грани в характерах персонажей. И дети, и взрослые порой впахивали с 10 утра до 10 вечера безо всяких поблажек. Уставали нереально, зато до блеска отшлифовали новую версию «Мухи в повидле».
Петербургской публике этот динамичный, хулиганистый, забавный спектакль презентовали как «историю о сложностях человеческих взаимоотношений, воплощенную в ярком хореографическом перформансе с элементами пантомимы».
За несколько дней до показа в кассе было выкуплено... всего 16 билетов. Артисты запереживали было, но коллеги успокоили: мол, в Петербурге из-за избытка культурных событий зрители всегда «оживают» в последний момент. Так и случилось – накануне спектакля билеты разобрали подчистую.
Ступить на сцену переполненного Александрийского театра было, конечно, волнительно: артисты впервые повезли на фестиваль часовую постановку, в зале собралось много критиков, и вообще избалованная публика. Но... спектакль едва начался – зрители уже смеялись над шутками, вплетенными в ткань танца. Закончился – провожали стоя долгими овациями.
 
 
Фантазия в опале
 
«Театр 10th Avenue из Ставрополя очаровал зрителей невероятно смешным спектаклем «Муха в повидле» (постановщик Ирина Кононова), где и пластика, и столкновения между героями настолько изобретательны и комичны, что, кажется, фантазии постановщика нет предела», – написал о дебюте ставропольцев петербургский портал «Когита.ру».
Прочитала я этот отзыв и вспомнила рассказ ребят о том, как они однажды поплатились за свою буйную фантазию в родном Ставрополе. Артисты искали площадку для выступления и пришли в учреждение, располагающее концертным залом. В администрации у молодых людей в ответ на просьбу об аренде спросили:
– Это вы показывали «Муху»?
– Мы, – ответили польщенные танцоры.
– Что у вас за фантазии такие?! Будоражите мозги черт знает чем! – с неожиданным гневом обрушился на визитеров краснощекий дядечка.
Изумленные танцоры не нашлись с ответом и отправились восвояси, не зная, плакать им или смеяться.
Каково это – в городе, где много таких «дядечек» с полномочиями, создавать театр современного танца – странного и «корявого», непохожего на классический балет и традиционный перепляс?
«Многие думают, что мы в Ставрополе не удержимся - переедем туда, где нас будут понимать. Но мы поняли, что лучше Ставрополя нет места для развития, - отвечает директор 10th Avenue Эдуард Козловский. - Здесь у нас есть площадка, ученики, мы сами распоряжаемся своим временем и силами, свободно экспериментируем со стилями и музыкой.
Ставрополь может быть хорошей творческой платформой. Конечно, если бы у нас была поддержка, мы пошли бы вперед гораздо быстрее. Но в конечном счете, все зависит от нас. А мы к новому опыту, движению и риску готовы».
 
Фатима МАГУЛАЕВА
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях