Наслаждение длиною в полтора месяца приготовила для поклонников классической музыки Северо-Кавказская государственная филармония имени В.И. Сафонова
Фестиваль открылся «Моцартианой». Кисловодский зал имени А. Скрябина был полон, пустовали лишь два ряда кресел с табличкой VIP (мы еще упомянем отсутствующих).
Солировали в этот день главный дирижер фестиваля Петр Никифоров (скрипка), приглашенный из Швейцарии, и генеральный директор филармонии Светлана Бережная (фортепьяно).
Концерт для фортепьяно с оркестром №20 ре-минор, скрипичный концерт №5 ля-мажор, увертюра к опере «Волшебная флейта».
Слушатели были удивлены и одновременно тронуты и импровизацией исполнения, и тем, как вопреки академическим нормам солисты общались с залом, рассказывая о композиторе и его шедеврах, о великих мастерах Страдивари и Амати, о мечте отыскать и понять в музыке что-то свое.
Позже, на пресс-конференции, они признались, что взяли на себя ответственность за импровизацию, потому что хотели сделать подарок Моцарту. Потому что новое – хорошо забытое старое: когда-то на концертах солист просто обязан был импровизировать. Светлана напомнила, что 20-й концерт, например, впервые исполнялся 11 февраля 1785 года, на следующий день после его написания. Музыкантам вручили ноты за час до концерта!
- Моцарт, несмотря на свою красоту и простоту, среди нас, музыкантов, считается коварным композитором, - сказал Петр. - Это лакмусовая бумажка. Сначала поражаешься его простоте, затем понимаешь, что она обманчива, что надо исполнить тысячи гамм, жизнь прожить, чтобы достичь этой простоты.
Четыре дня репетировалась «Моцартиана», и это были четыре разные импровизации.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия»
Музыкального и театрального критика, ведущего радио «Орфей», гражданина Израиля Йосси Тавора пригласили на фестиваль не случайно. Концепция фестиваля – не только музыка, но и слово, рассказывающее об этой музыке.
Йосси Тавор в своих беседах с залом рассказывает о том, как важен для композитора текст. Не зря у Чайковского и Мусоргского такие мощные либретто – не либретто даже, а серьезные философские произведения.
И Петр Никифоров уверен, что текст для исполнителя и слушателя не менее важен, чем музыка.
- В Вене нас, музыкантов, заставляли играть по сохранившимся манускриптам Моцарта. Это огромный прогресс в интерпретации. В манускриптах видно: вот здесь рука композитора дрогнула, а здесь он запачкал неточное место (стирательной резинки же раньше не было). Это все равно, как если бы в ваших руках оказались письма Пушкина, и вы бы увидели каждую запятую, неуверенность, поиски рифмы.
И вдруг - прорыв к красоте. Ты понимаешь, что в этот миг чувствовал гений. Когда мы приступим к «Реквиему», я обязательно поставлю на каждый пульт первую страницу манускрипта.
Именно поэтому в программе фестиваля документальный фильм «Неизвестный Лермонтов», на первый взгляд кажущийся чужеродным в царстве музыки.
На самом деле это продолжение лермонтовской темы, которую филармония начала с постановки мистерии Рубинштейна «Демон». И Йосси Тавор, общаясь с залом, докажет на примере этого фильма, насколько музыкальна великая поэзия.
А что же ряды пустующих кресел с табличкой VIP? На них должна была сидеть власть – региональная, краевая, городская… Приглашения были разосланы всем. Никто не пришел, даже чиновники от культуры.
Можно было бы заподозрить саботаж, если бы эта картина не повторялась с унылой последовательностью на музыкальных форумах. Не любят наши министры, мэры и иже с ними классическую музыку. Что им всероссийский, а фактически даже международный фестиваль!
Вот если бы открыть эти роскошные залы для Киркорова или хотя бы Кобзона! Но упрямое руководство филармонии на компромиссы не идет, попсу в святилище не пускает.
- Я не знаю, что еще нужно предпринимать, чтобы привлечь внимание к себе, чтобы власть нас начала поддерживать, - сказала Светлана Бережная. - Как, например, поддерживает правительство Краснодарского края свою филармонию. А во Владимирской области мы были потрясены, когда на концерте вице-губернатор сидел под дождем, а потом вместе с публикой перекочевал в зал и не ушел до конца, хотя концерт шел четыре часа! А пока внимание власть к нам проявляет в основном через прокуратуру.
Видели реконструированную сцену? Я точно знаю, что через пару месяцев ко мне придет проверка. Будут искать, сколько Бережная украла…
«Отражение» - так назвали организаторы этот традиционный летний фестиваль. Через зеркало сцены и душу исполнителя отражается радость и чистота великого искусства Музыки.
Комментарии
Редко читаешь добрые и достойные отзывы о филармонии. (может не попадаются?). А ведь коллектив и то, что он создает - это удивительный и настоящий подарок для этого провинциального городка, для его жителей и его гостей. Я живу в городе не так давно и очень жалею, что мое знакомство с городом, Кавказом не начались именно с филармонии, потрясающими концертами ее коллективов. Где-то читала, что филармония - гордость города. И я на 100% соглашусь. Думаю, что недооценка местных чиновников значимости филармонии, ее вклада это всего лишь показатель их отношения к населению, их равнодушия к нему.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Удивительно скандальная и неадекватная особа - гендиректор филармонии Бережная С. В. Ведь прекрасно понимает, что чиновники не желают посещать филармонию не из-за их "низкого слушательского уровня" и "непонимания классики", а из-за присутствия в ней Бережной С. В. Директор выгнала из Курзала и города краевую оперетту, выгнала из стен филармонии со скандалами массу талантливых исполнтелей из числа музыкантов, дирижёров, певцов и музыковедов, того же Розенфельда Б. М. Минкультуры, смените на этом посту генерального директора Северо-Кавказской филаромнии, все будут только благодарны!!! НЕУЖЕЛИ НЕТ БОЛЕЕ АДЕКВАТНОГО КАДРА НА ЭТО МЕСТО???
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий