Поиск на сайте

В глазах животных художник-анималист видит отражение людских судеб

О людях, которые, выбрав путь, упорно идут к цели, говорят так: «сделал себя сам». Не зная истории жизни художника-анималиста Сергея Строганова, который привез в краевой музей изобразительных искусств выставку «Отражения», трудно представить, что он именно из этой породы.

Скромный, улыбчивый, открытый, на вид мальчишка, хоть и вступил уже в серьезный возраст - тридцать три года. И выставка его - солнечная, сказочная. Работы Сергея - это оригинальные иллюстрации к басням Эзопа, Лафонтена и любимого всеми «дедушки» Крылова. Отовсюду со стен залов музея смотрят на посетителей наблюдающие, оценивающие, лукавые глаза животных. И глаза эти - без всякого преувеличения - зеркало людских душ.

Со стен залов музея смотрят на посетителей наблюдающие, оценивающие, лукавые глаза животных

Вот обезьяна, возмечтавшая полакомиться рыбкой, но сама попавшая в сети. Глаза огромные, в них и испуг, и раскаяние. «Поделом мне! Зачем я полезла ловить рыбу, не зная, как за это взяться?» - такова мораль басни, которую любой может прочитать в аннотациях к картинам.

Трудно остаться равнодушным к «Растолстевшей лисице», застрявшей в дупле. Она съела припрятанный там обед работников и распухла так, что ни взад, ни вперед. Смирившись с судьбой, совсем по-человечески подперла лапой голову и размышляет: «А что делать? Трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче…»

А чего стоит будто рентгеном просвечивающий взгляд кошки! Рядом с этой картиной понимаешь суть названия выставки «Отражения»: в глазах животных отражение тех же самых чувств, которые испытывают люди. Четко в соответствии со строками Лафонтена: «Я часто мог сказать, к какой зверей породе принадлежат иные из людей. Король не менее, чем подданный, грешит. И добродетелей не менее имеет».

- Это просто другой мир, - убеждал меня Сергей во время беседы. - Мы зря думаем, что животные живут скучно и однообразно. Как и мы, они трудятся, общаются, любят - не любят, а еще болеют и плачут. Если человек, с которым они входят в контакт, заносчив, высокомерен, жесток, животные это сразу чувствуют. А еще они мудрее и честнее нас.

Вы видели когда-нибудь, чтобы львы пошли войной, скажем, на тигров и грызлись до полного истребления? Нет. Это мы занимаемся уничтожением друг друга и истребляем братьев наших меньших так, что самые сильные - львы, тигры, слоны - уже занесены в Красную книгу, а нам все мало шкур да бивней…

Открытый, жизнерадостный, готовый тут же подхватить удачную шутку, Сергей вовсе не похож на бойца, сметающего со своего пути все, что мешает ему воплощать в жизнь детскую мечту стать художником. Однако, если судить не по внешним признакам, а по делам и поступкам, он идеальный пример упорства и верности своему призванию. Человек, нашедший свой стиль письма, выработавший свою технику. Занимаясь любимой работой, он ухитряется обеспечивать себя материально.

Последнее для молодых людей, вступающих в жизнь, звучит вообще как фантастика. Кроме менеджеров, похоже, в этой действительности вообще никто не нужен. В отличие от молодежи времен советского прошлого, для которой были открыты двери самых разных и совершенно бесплатных учебных заведений, сейчас даже выучившись, попробуй найти работу. Заморишься искать!

Но паренек из глубинки Строганов смог же, сумел, добился. И вырос в художника, на счету которого уже есть престижные награды международных выставок в Москве и Нидерландах. Музеи страны с радостью предоставляют ему площади для экспозиций.

Жизнь выходца из села Красный Октябрь Владимирской области мало чем отличалась от существования тысяч провинциалов, как и он в детстве окончивших художественную школу. Но есть разница. Вряд ли многих, как его, учителя выделяли из общего ряда за оригинальный взгляд на вещи. А еще за упорное стремление доводить рисунок до совершенства.

После школы Сергей окончил местный Кержакский машиностроительный техникум - единственное учебное заведение, пройдя которое можно было устроиться на градообразующий завод «Красный Октябрь». Однако в начале девяностых завод обанкротили, а производство свернули. Что делать? Сергей решил податься в столицу - позвали друзья. Именно они настояли на том, чтобы Строганов вернулся к живописи. Пробовал многое, но все сошлись во мнении - лучше всего ему удаются животные.

- Хотите верьте, хотите нет, но я с животными контактирую постоянно, - смеется Сергей. - Когда рисовал растолстевшую лису, она со мной «разговаривала», все твердила: «Хватит уже, лапы нарисовал - давай дальше…» Я рисую портреты животных, а они учат меня понимать их характеры.

- Вы выбрали самое древнее «орудие труда» художника – карандаш, прорисовываете каждый волосок… Это ведь адский труд!

- Карандаш я чувствую, мы с ним одно целое. Конечно, времени на каждую работу уходит масса - иногда больше месяца. Я люблю движение, долго находиться на одном месте для меня пытка. Приходится вырабатывать усидчивость. День рисую, вечером кажется - вроде неплохо получилось, а утром гляну - нет, не то. Начинаю переделывать - и так до победного конца.

Сергей рассказал эпизод, который случился в Кисловодске. Девочка, пришедшая на выставку с бабушкой, сначала рассмотрела все рисунки, а потом прочитала все басни. Постояла у рисунков с обезьянами и спросила: «А где стихи?» Я пожал плечами, и мы вместе с ней придумали «обезьянью» историю. «Большего подарка, чем такое внимание и интерес, и придумать сложно», - делится собеседник.

Сознаюсь: сама с работами Сергея я познакомилась в несколько подходов. У меня уже есть любимые картины, которые навещаю, как добрых знакомых. Они заряжают энергией, забавляют, поднимают настроение. Хочу верить: то же самое происходит с посетителями. Недавно видела, как дети, посмотрев картины, уютно устроились на пенечках «сказочного леса» и стали рассматривать зайцев да мишек из березовых полешек. Они сказали, что уходить не хочется.

Тамара ДРУЖИНИНА

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях