Лермонтовское наследие наполнили визуальными образами
Искусство книжной иллюстрации достигло расцвета в СССР в 1960-1980-е годы. В это время художники уходят от того, чтобы просто переносить стихотворные или прозаические строчки на бумагу: иллюстрация сливается с литературой в единое целое. Появилась плеяда выдающихся граверов, лучшие работы которых и были выставлены в пятигорском музее.
Первым в этом ряду идет Федор Константинов, который сформировался как автор в традициях графики 1920-х годов (его наставником в Московском художественном институте был Владимир Фаворский). Еще в молодости художник посетил Кавказ и Крым, что наложило отпечаток на его серию иллюстраций к крупнейшим лермонтовским произведениям.
Самая заметная (и в переносном, и в буквальном смысле – это не привычные миниатюры, а громадные полотна) серия работ Константинова на выставке – иллюстрации к поэме «Демон». Это одно из лучших произведений в русской литературе о тяге человека к свободе. Константинов легко перенес на дерево образы мятежного Демона на фоне буйной кавказской природы.
Юрий Иванов создал серию иллюстраций к «Мцыри», также насыщенных кавказским колоритом. Серию гравюр он завершил в 24 года – столько же было и Лермонтову, когда тот писал поэму о мятежном грузинском юноше, рвущемся прочь из монастырской неволи. Наверное, поэтому серия гравюр Иванова считается эталонной: он понимает психологию самого Лермонтова в преддуэльную пору, гравюры крайне эмоциональны.
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств Герман Паштов родом из Кабардино-Балкарии. Кто как не он должен был стать автором иллюстраций ко всем кавказским поэмам Лермонтова (они были изданы в «Детской литературе» в 1989 году). Все 47 гравюрных оттисков сейчас находятся в пятигорском музее Лермонтова.
Паштов живет и работает в Красноярске, где в художественном институте открыл книжную мастерскую и единственную в стране студию ксилографии (гравюры по дереву, ныне уже почти забытого искусства).
Меня как посетителя выставки более всего поразили гравюры к «Демону» (на снимке): сам художник признается, что более года обдумывал образ возгордившегося падшего ангела. Задача не из легких – показать нам, человекам, мир небожителей. Паштов ушел от реалистичной прямолинейности «Демона», в серии его работ рождается новый фантазийный мир, унаследовавший черты то ли от Босха, то ли от Брейгеля.
Пятигорчанин Николай Калита проиллюстрировал полторы сотни книг – от «Слова о полку Игореве» до Михаила Распутина, он и мастер экслибриса. В 1959 году на международной выставке в Вене за иллюстрации к роману Стендаля «Красное и черное» получил золотую медаль. Авторский стиль Калиты – это спокойные, лаконичные иллюстрации, без пышных эффектов и обилия обертонов.
Добавить комментарий