Мастера декоративно-прикладного искусства Кавминвод делятся своим талантом
«Вышка» (так ласково называют студенты Высшую школу дизайна) с недавних пор является филиалом Южного федерального университета. Сегодня это единственное учебное заведение в крае, где готовят не только дизайнеров, но и архитекторов. А вот в музее-заповеднике выставлены гобелены, которые выполнили студенты «Вышки» под руководством Сергея Штоды.
Этот дизайнер известен не только в крае, но и далеко за его пределами: именно он основал железноводскую школу и бессменно возглавлял ее почти пятнадцать лет.
А вот судьба Пятигорского колледжа сложилась по-иному: сегодня здесь учится около сорока ребят, но последние два года набора студентов нет.
Учат в колледже гончарному мастерству и росписи по дереву. Чтобы получить диплом, каждый выпускник должен представить экзаменационной комиссии две работы – оригинальную и копирующую известную технику.
«Дипломы» остаются в запасниках колледжа, увидеть их для зрителей – большая удача. Два года назад в стенах музея-заповедника уже была выставка работ мастеров Строгановки, некоторые из них экспонируются и сейчас.
И где бы еще жители Кавминвод смогли в одном месте увидеть и синие узоры Гжели, и яркие цветы Жостово, и черненые лаковые пейзажи Холуя, Мстеры, Палеха, Мезени, Федоскино?!
Все эти географические бренды составляют истинную славу русского народного искусства, известного всей планете. А ребята, которые учатся в пятигорском колледже, в совершенстве овладевают каждой из этих творческих методик. Скажем, пятигорский Палех ничем не уступает тому, оригинальному, который делают в Ивановской области.
Пробегаю глазами по подписям к работам: в числе наставников – самые известные художники Кавминвод: член Союза дизайнеров России, керамист Екатерина Резенова, иконописец Ирина Берлова, создатель ставропольской эмальерной школы Николай Вдовкин...
На выставке представлены работы, выполненные в стенах колледжа за последние два десятилетия. Поражают они не только творческой глубиной, но и сложностью ручного труда: представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы расписать ларец-ключницу, набор шахмат или настенные часы!
Одна лаковая миниатюра размером с книжную страницу требует почти полугода кропотливого труда, ведь мастер должен выписать каждую миниатюрную деталь, чтобы картина получилась максимально достоверной, сюжетной.
Творить лаковые миниатюры можно только натуральными красками (темпера): яичный желток, вареное масло, и никакой китайской химии. А сколько нужно извести кисточек, чтобы нарисовать детали крошечного, в несколько миллиметров, личика (кисточку надо выщипать, оставив всего одну-две щетинки).
Вот и получается, что каждая работа стоит несколько десятков тысяч рублей. Некоторые посетители выставки готовы платить такие деньги, спрашивают у музейщиков, а где можно купить такие сувениры?
Увы, нигде: на Кавминводах сувенирных лавок уже не осталось.
Добавить комментарий