Поиск на сайте

Житель сухопутного края Алексей Парубец мастерит яхты, на которых ходит по Новотроицкому водохранилищу

 

По статистике на Ставрополье несколько тысяч водоемов. Но все это небольшие пруды, по которым разве что на лодке-плоскодонке можно проплыть, да и то не везде. Есть, правда, несколько крупных водохранилищ. Но чтобы по ним плавали под парусами - такого никогда не слышал. А тут мне рассказали, что в поселке энергетиков Солнечнодольске есть парень, который не только бороздит Новотроицкое водохранилище на яхтах, но их же сам и строит. Для сухопутного Ставрополья - явление уникальное.

 

Поплывет – не поплывет?
Алексей Парубец раньше служил, а сейчас работает вольнонаемным в поселковом отряде МЧС, водит пожарную машину.
- В детстве я, конечно, мечтал о море, думал даже в мореходку поступать, - вспоминает Алексей Викторович, - готовил себя к этой профессии. У нас в поселке тогда была секция в ДЮСШ по гребле на байдарках и каноэ, куда я записался. А потом открылась база Ставропольской морской школы (да, была такая в сухопутном Ставрополе), здесь мы осваивали морское многоборье, в которое входило и плавание на шестивесельных ялах. На них ставился парус.
В мореходку его отговорили поступать, в конце концов, стал пожарным, но любовь к парусам осталась на всю жизнь.
Первую свою яхту он построил десять лет назад. Взялся и сделал. Без всяких чертежей и  расчетов - можно сказать, на глаз, по наитию. Из инструментов в его арсенале были только рубанок, молоток и стамеска. Получилась небольшая плоскодоночка с поднимающимся килем - швертом. Назвал ее «Мечта».
Вся пожарная часть с любопытством наблюдала за строительством.
- Как там дела? Когда спускать на воду будем? - пытали сослуживцы.
И действительно, когда яхта была готова, недостатка в помощниках у Алексея не было, да и зрителей собралось несколько десятков. Всем было интересно: поплывет - не поплывет?
Поплыла, и еще как!
- Все ходовые испытания выдержала на отлично, - с гордостью говорит Алексей Викторович, - очень шустрая и устойчивая лодочка получилась, длина пять с половиной метров, на борт можно было брать до восьми человек. Многих я тогда ребят покатал. Но пришлось яхту продать, чтобы сына учить в институте.
Продал за бесценок, всего за 30 тысяч, реальная цена - раза в три больше. Но не сильно горевал. Вскоре построил новую яхту. Эту уже мастерил по чертежам польской и немецкой яхт, взятым в Интернете. У одной позаимствовал корпус, у другой - такелаж.
Паруса сшил из белой джинсовой ткани. Шелковые или синтетические слишком дороги для поселкового пожарного. Назвал новую яхту «Мотылек».

 

«Жемчужина» - новый этап
Сейчас в гараже у Парубца на «стапелях» новая яхта - «Жемчужина». Это уже серьезное судно, длиной семь метров, прогулочно-спортивного класса «Т-2» или «Дельфин». Алексей Викторович начал строить ее 23 февраля, весной будущего года планирует спускать на воду.
Корпус уже наполовину готов. Делается он из фанеры толщиной  5 миллиметров, днище - из «десятки». Алексей использует березовую фанеру, хотя, конечно, лучше еловая, водостойкая. Но она в два раза дороже, а березовая, 400 рублей за квадратный метр, ему по силам. Фанеру нужно еще обклеить стеклотканью в пять слоев. В качестве пропитки использует эпоксидную смолу с добавлением плиточного клея. Второй компонент - его ноу-хау. Такой корпус легкий и прочный.
Шпангоуты(поперечные ребра корпуса) у Парубца из металлической трубы, а не деревянные, как предусмотрено в классическом варианте. Это тот случай, когда голь на выдумки хитра, трубу придумал ради экономии. Оказалось, весьма удачное решение.
Уже готово рулевое управление. Алексей собирается управлять яхтой один, поэтому рядом со штурвалом будут крепиться шкоты (канаты, с помощью которых управляют парусами).
- Шкоты удерживают специальные штыри - нагели. Если я замечу, что приближается шквал, выдерну нагель, и шкот размотается мгновенно, отпустив парус, яхта не перевернется. Для устойчивости у меня будет балласт - мешки с песком. Словом, все предусмотрено для безопасного плавания. На рулевом будет эхолот, включатель габаритных огней, - поясняет Алексей.

 

По волнам, не по морям
Один ставропольский любитель парусного спорта  предлагал Парубцу строить яхты для коммерции. Но Алексей отказался.
- Не мое это. Я продавал яхты только потому, что нужны были деньги на жизнь. А специального бизнеса на этом делать не хочу. И планов у меня нет выходить в море  со своей яхтой. Кстати, в Сочи живут два моих товарища, которые помогают деньгами на строительство.  Они мечтают приехать в отпуск домой и походить под парусами именно на Новотроицком, тянет к родным берегам.
На своем пути Алексей встретил довольно много людей, которые готовы бескорыстно помогать ему. Например, подруга жены берется пошить паруса из тика. Опять же коллеги-пожарные ждут не дождутся, когда вновь смогут поучаствовать в спуске на воду нового судна. Его энтузиазм заразителен.
- Меня уже приглашают с новой яхтой на одну из баз  катать отдыхающих. Вот это мое! С удовольствием зарабатывал бы таким способом. Но для этого надо специальные права получить, на этот класс яхт они необходимы. Что ж, буду учиться.
Среди отдыхающих много людей, которые с удовольствием прогулялись бы по водной глади под парусом. Однажды к Алексею пришли молодые ребята, решили  товарищу в честь женитьбы подарок сделать - прогулку на яхте. Товарищ-то оказался моряком-подводником с Северного флота. И вот парадокс: под водой бывал, а под парусом не ходил. Сбылась мечта моряка… среди знойных степей Ставрополья.
Но есть и такие, кому  для романтики и рубля жалко. Один, узнав, что Парубец за  прогулки на «Мотыльке» просил сто рублей, возмутился: «Это ты что, за час восемь сотен заработаешь?»
- А сколько берут за такие прогулки на черноморском побережье?! - восклицает Алексей. - По сравнению с ними - у меня даром.
Очень хочется приобщать к парусной романтике ребятишек. Дети всегда бурно реагируют, завидев яхту. Но не все родители готовы предоставить им эту радость.
- За сколько пацана моего прокатишь? - спросил один отдыхающий.
- За полтинник.
- Да я лучше на эти деньги пива выпью!
Алексей вспомнил тогда свое детство. Ведь жили  не богаче, а у пацанов была возможность приобщаться к спорту, к морской романтике. Сейчас-то почему они должны быть обделены?
Вот и мечтает со временем организовать в Солнечнодольске яхт-клуб для детей. А что? У него есть опыт и в строительстве яхт, и в управлении. Найдутся и другие энтузиасты, которые поддержат его. Например, знаменитый земляк, чемпион мира по тяжелой атлетике Андрей Чемеркин, уже одобрил его идею. Надо браться за дело.

 

Сергей ИВАЩЕНКО

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях