Поиск на сайте

 

 

Фотографии с мосфильмовской киносъемки фильма «Герой нашего времени» теперь можно увидеть на выставке в Пятигорской городской библиотеке им. Горького

  

Фотограф Юрий Рыдалев был приглашен московским режиссером Александром Коттом запечатлеть съемки фильма «Герой нашего времени», которые проходили на Кавказе в 2006 году в местах, подробно описанных Лермонтовым в его знаменитом романе. Это хорошо знакомые нам Эолова арфа на горе Горячей, грот Дианы, Бесстыжие ванны, Домик поэта в Пятигорске, Кольцо-гора, скала Лермонтова в Кисловодске. Основой для фильма стали литературные и исторические материалы.

 

Фотоэкспозиция Рыдалева - очень интересное явление. Выставка переносит нас в прошлое, лет на 200 назад, когда только-только зарождались курорты. Тогда они выглядели примерно одинаково: крепостное укрепление, одна улица да колодец с минеральным источником. А вокруг - степи, степи и горы… Совсем как на фотоснимке: княжна Мэри - актриса Евгения Лоза - в голубом платье для верховой езды.
 Да, странными кажутся эти пышные, женские платья, зеленые офицерские мундиры. Герои завораживают. Особенно фотопортрет Печорина с чашечкой кофе. О чем он так глубоко задумался, покуривая папиросу? Может быть, обдумывал, как разрушить планы Грушницкого?
Редко, когда фотограф ловит проявления душевного состояния героя. У Рыдалева таких кадров много. Особенно тех, которые заставляют размышлять. Как может выглядеть вечность рядом с гениальностью? Представьте себе панораму: Машук и профиль напряженно сосредоточенного Лермонтова-Чурсина… Возможно, сочиняющего очередной экспромт.
Как сочетается  вечность и красота? Вообразите девушку в пышном белом платье. Вот она пробегает вдоль каменной стены, по которой скользят свет и тень. Таким чудесным кажется ей этот мир, сама жизнь. Она счастлива! В какой-то миг княжна поворачивается, и ее тихий, лучащийся, спокойный взгляд остается в кадре… 
Или вот еще один лаконичный, но содержательный групповой фотопортрет: раскрытое окно, уголок комнаты, два офицера, тарелка с вишней на столе. Один испуган, другой задумчив. Видно, их взволновало какое-то явление. Какое?  Правда, хочется узнать, что же там происходит за окном? Вот в этом-то и изюминка фотографии.
Мы знаем из письменных источников, что Лермонтов давал свой последний бал у грота Дианы. Возможно, все выглядело именно так, как на снимке Рыдалева. Наверху грота играл оркестр, звучала мазурка, а внизу отплясывали дамы с кавалерами…
Рыдалев рассказывает о съемках: «Я участвовал в этом эпизоде. Мне наклеили нос и усы.  Часа четыре мы разыгрывали сцену. Пили шампанское. (На самом деле, вместо шампанского нам наливали лимонад «Буратино».)
Это вторая сцена, где меня задействовали в массовке. Все остальное время я бегал с фотоаппаратом. То сидел на дереве, то на крыше, даже под кустом. Во время работы меня сбила лошадь, на которой несся Печорин. Все разбежались, а я просто не заметил этой опасности.
Когда снималась сцена у Бесстыжих ванн, стоял ноябрь, и ванны ремонтировали. Воды не было. Мы наполняли яму холодной водой, подогревали ее кипятильниками, но актеры все равно  мерзли, изображая, как им приятно. Кстати, чтобы сымитировать пар, мы бросали в воду сухой лед.
Дуэль Печорина и Грушницкого снимали на Лермонтовской скале в Кисловодске. И чуть не угробили съемочную группу. Когда мы поднимались по узкой и крутой тропе наверх, посыпались камни, и многие люди попадали. Этот эпизод переснимать не стали. Опасались за жизнь людей.
Если съемки велись в центре города, то сооружали специальные декорации, чтобы скрыть современные постройки. Например, крепостная стена и домики скрывали памятник Ленину и Вечный огонь в Пятигорске на центральной площади.
Смешно, но один из этих домиков однажды ночью утащил какой-то местный житель. Приходим утром, глядь, а  декорации нет. Так и не нашли ни домика, ни вора! А в Тамани рабочие за месяц выстроила целый город! Почистили двор, обновили фасад  музея им. Лермонтова.
На фотографиях вы можете хорошо рассмотреть музейные раритеты. Их подарили нам жители горных аулов из ближних республик.
Главная значимость этого кино в том, что основано оно на реальных событиях!»
Вообще, кино - родная стихия Рыдалева. Еще в детстве он убегал к отцу на киностудию «Грузия-фильм» смотреть, как рождаются мультики и документальное кино. Даже прогуливал уроки. А когда вырос, закончил Тбилисский государственный университет, отделение фотоискусства факультета журналистики. Так получил любимую профессию кинофотографа. Приобрел богатый опыт, снимая мировых звезд: пребывание Чака Берpи, Эллиса Купера, «Deep purple» в Москве. O работах Рыдалева можно рассказывать часами, но лучше на них все-таки посмотреть. Приходите!

Светлана ФАТЬЯНОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий