Поиск на сайте

 

 

Триумфальная арка, несмотря на свою популярность у горожан, является одним из самых загадочных в Ставрополе объектов

 

У каждого города есть символы, которыми он гордится. Одним из них для Ставрополя как раз и является Триумфальная арка, или как называли ее в прошлом - Тифлисские ворота. Только вот с этим объектом многое до сих пор неясно. Генерал Фёдор Торнау в 1869 году в «Воспоминаниях о Кавказе и Грузии», опубликованных в журнале «Русский вестник», писал: «Никому не удастся разрешить трудную загадку, для чего поставлены эти ворота. Между тем нельзя было без них вообразить Ставрополь».
Это архитектурное сооружение могло быть отражено на гербе Ставрополя, но Сенат проект не утвердил. А было бы красиво. 
В былое время арка символизировала значение Ставрополя как военной столицы Северного Кавказа в период Кавказской войны и главных ворот Кавказа. Согласно архивным документам, начало строительства Триумфальной арки относится к 1841 году. В это время в России шла подготовка празднования 30-летия Бородинского сражения, и Ставрополь не остался в стороне. Строителем ее был известный подрядчик, купец Гавриил Тамамшев.
Процитируем автора книги «Крепость в степи» Иокима Кузнецова: «…Хоть и скуп был на расходы купец, однако быстро сообразил, какую светлую память о себе он оставит народу… И поэтому Тамамшев не пожалел денег на высокую, массивную арку ворот из серого камня. Под потолок он повесил икону Казанской Богоматери, перед ней лампаду-светильник, заправленную маслом. А чтобы мимо ворот никто не проезжал, Гавриил Иванович пристроил к арке справа и слева два каменных крыла…»
Ряд исследователей полагают, что в масонской символике подобные арки означают священные «Ворота Солнца». Николаевский проспект, а ныне Карла Маркса, имеет направление, совпадающее с восходом Солнца в день летнего солнцестояния (главный день масонского ритуального календаря).
Есть сведения, что арка выполняла функцию городских ворот при въезде в Ставрополь с восточной стороны. Это подтверждается распоряжением гражданского губернатора Александра Волоцкого о строительстве по обе стороны от арки каменной стены. И все же в первую очередь она была памятником во славу русского оружия.
В 1851 году силами местной арестантской роты, руководимой полковником Мельцером, на средство ставропольских меценатов Лавра Павлова и Василия Волобуева полностью переделали Тифлисские ворота. 
Владимир Георгиевич Гниловской, работая в Государственном центральном историческом архиве в Ленинграде в 1969-м, обнаружил лишь «Чертеж Тифлисских ворот, устроенных в городе Ставрополе в конце бульвара», но, к сожалению, никакого другого текста и даже даты постройки в деле не оказалось.
Вот что пишет Владимир Гниловской: «Каменные ворота при въезде в город были построены в виде высокой (12 метров) триумфальной арки в классическом стиле с центральным сводчатым пределом и двумя калитками по бокам. Верхний ярус сооружения имел в центральной части сводчатый проем с колоннами».
Владимир Гребенников, давая историческую справку о Триумфальной арке (1977 год), писал: «В 1854 году арка реконструировалась и «возможно» даже перестраивалась. Все существующие фотографии говорят о том, что она была отделана штукатуркой светлых тонов. В центральном портале была смонтирована двухсторонняя икона, очевидно, Христа Спасителя».
Напрашивается вопрос: зачем было перестраивать то, что уже построено? Нет ли в этом политических интриг? Как бы то ни было, для горожан арка всегда была чем-то значительным и важным.
Вот что писал Григорий Прозрителев в труде «Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавказе и его окрестностям»: «Красивое сооружение, имеющее вид крепостных ворот с амбразурами на верхней площадке, на которых можно было устанавливать пушки. 
По высоте своей оно господствует над всей местностью заярмарочной площади и служит лучшим наблюдательным пунктом за возможными подступами «хищников» по Мутнянской и Ташлянской балкам, особенно при существовании вышки - пикета на кургане. С верхней площадки открывается прекрасный вид на всю низменность и окрестные возвышенности.
При воротах была устроена кордегардия, плацформа и шлагбаум, и въезд был только после удостоверения личности проезжающих. Построены ворота в память об Отечественной войне 1812 года, и свое название получили от того, что сюда шел тракт на Тифлис, так как проезда здесь через западную часть в то время не было. 
С верхней площадки можно видеть весь город, вид которого производит прекрасное впечатление. Раскидывающийся живописно на возвышенностях и покатостях Ставрополь представляет богатую картину, могущую удовлетворить самого разборчивого художника. При хорошей погоде вся картина делается еще более восхитительной, так как венчается великолепным Эльбрусом». 
В канун празднования 150-летия Ставрополя (1927 год) арка была объявлена памятником старины, подлежащим охране как «поставленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года». 
По одной из версий, памятник разрушили во второй половине 30-х годов, по другой – только в 50-х (по сведениям очевидцев, в 1943-м эскадрон ставропольских пулеметчиков осенью уходил на фронт, проходя под этой аркой). В статье «Первая арка Азово-Моздокской линии», опубликованной в газете «Вечерний Ставрополь» в 1998 году, написано: «Наш читатель, ветеран Великой Отечественной войны М.М. Уханов, сообщил, что памятник стоял до 50-х годов и был разобран по решению Когановичского райкома партии».
Так или иначе, этот архитектурный объект, скорее всего, местные жители растащили по кускам, ведь построен он был из добротного камня. 
Прошли годы, и вот спустя десятилетия город вновь решил восстановить арку. Но… не на том месте, где она стояла изначально.
К 210-летию Ставрополя был выполнен проект «благоустройства площади Орджоникидзе, прилегающей к проспекту К. Маркса, с устройством аркады». Проект разрабатывал главный архитектор института П.И. Олексюк. Однако до реального воплощения дело не дошло.
В 1990-1991 годах депутатская комиссия по культуре горсовета поднимала вопрос о восстановлении Триумфальной арки. В 1996-м администрация Октябрьского района планирует восстановить арку; тогда и было окончательно определено место строительства, поскольку город сильно изменился. Ворота от центра города придвинули к площади Орджоникидзе примерно на 50-100 метров.
Однако торжественное открытие арки состоялось только в сентябре 1998 года.

 

Василий ГААЗОВ,
Марина ЛЕЦ,
краеведы

 

Леонид 24 августа 2012, 23:40

символ "отмывания" в нелучшие времена...


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий