Поиск на сайте

Выставкой замечательных мастеров прикладного искусства Ольги Черничкиной и её дочери Евгении Васильевой, работающих в технике лоскутного шитья, краевой музей изобразительных искусств открывает новый год

 

На Руси бережливое отношение к ткани распространено было издавна (до XVIII века в основном использовалось домотканое полотно). Шитье из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. Своего пика лоскутное шитье достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей.
Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпачиха» (необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголки» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «кругляки» (круглые лоскуты стягивались по наметке, выполненной по окружности, а полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).
Позднее лоскутное шитье стало признаком бедности, напоминанием о войне и разрухе, пережитых лишениях. Как вид декоративно-прикладного искусства, лоскутное шитье в России возродилось лишь в 90-х годах прошлого века. При этом используют самые разные ткани – от тонких шелковых до плотных шерстяных и нетрадиционных декоративных, таких как парча и кружева.
Ольга Черничкина по образованию инженер, лоскутным шитьем увлеклась в 1990-е, обучалась в Суздале на международных выставках у американцев. Сегодня на ее счету 4 международных фестиваля лоскутного шитья, 14 всероссийских фестивалей дизайна и лоскутного шитья, столько же персональных выставок.
Дочь Ольги Васильевны, Евгения, выпускница ставропольских краевого художественного училища, а также пединститута, работает преподавателем, однако занимается не только изготовлением панно, но еще авторской куклой.
В панно ставропольских мастериц, представленных на выставке, живо и богато отражены русские народные мотивы, много в них солярных знаков («Петр-солнцеворот», «Спиридон-солнцеворот»). Многими дипломами были отмечены работы «Из России с любовью», «Салют Победы», «Ставрополь – град Креста». Колорит и ритмы других стран передают панно «Норвегия», «Мавритания», «Каир».
Помимо этого на выставке представлены работы Евгения Васильева: грелки на чайник и прихватки в виде сов и мышей, бабки-ёжки, куклы-обереги (защитники от всех напастей и хворей), шестиручки (хороший подарок тем, кто хочет все успеть), вепсские куклы (олицетворяют собой образ замужней женщины, кормилицы)…
Стоит отметить, что при всей традиционности народное искусство лоскутного шитья в своем развитии не стоит, отражая время и его особенности. Тем оно, в том числе, и дорого нам сегодня – тут тебе и глубокие корни, и ритмы современности.

 

 

Олег ПАРФЕНОВ
 

 

Из истории искусств

 

Лоскутное шитье, или пэчворк (от англ. patchwork – работа с лоскутами), – вид рукоделия, когда по принципу мозаики сшивается цельное изделие из пестрых лоскутков. Так получается полотно с новым узором, цветовым и объемно-пространственным решением.
Сборка полотна из лоскутов известна с древних времен у многих народов. Например, египетский орнамент был создан из кусочков газельей кожи около 980 года до нашей эры.
В XVI веке в Англию контрабандой из Индии завозили красочные ткани разных узоров из хлопка. Лоскутное шитье в Англии родилось в результате дефицита ситца, возникшего по причине запрета продажи индийских тканей (так правительство поддерживало отечественные мануфактуры). Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
В Америку стеганое полотно попало вместе с переселенцами в начале XVII века. Тканей не хватало, и стеганые одеяла чинили с помощью кусков от старой одежды. Дефицит материи только закрепил традицию шить стеганые изделия.
После того как верхняя лоскутная деталь одежды соединялась с промежуточной или нижней ее частью, в этом случае можно уже говорить о квилте (от англ. quilt – стежка).
Кроме того, под квилтингом понимают соединение не менее трех слоев ткани, что позволяет делать объемные рисунки. Шьется квилт как вручную, так и на машинке. И если родиной пэчворка считается Англия, то основательницей квилтинга – Америка.
В результате соединения пэчворка и квилта возникает настоящее произведение искусства, которое отличает узорчатость, красочность и праздничность. При этом работа объединяет в себе еще аппликацию, вышивку и даже роспись.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях