Поиск на сайте

 

 

Историю своих родных и своего поколения написала известная в крае общественница Юлия Ляликова

На днях в свет вышел двухтомник Юлии Николаевны Ляликовой - известной в крае общественницы, друга и единомышленника «Открытой».

Первоначально идея состояла в том, чтобы привести в порядок старые семейные альбомы, сопроводить фотографии подписями и комментариями: кто и где изображен на снимках, при каких обстоятельствах. Незаметно работа увлекла, записки переросли в очерки, очерки - в главы будущей книги, да не одной, а двух.

Первую из них под названием «Волшебный запах полыни» автор посвятила дедушкам и бабушкам - тем, благодаря кому появилась на свет, своему детству, которое прошло в Буденновске, провинциальном степном городке на востоке Ставрополья.

Это не только частная история одной семьи, родных и близких, оказавшихся в водовороте больших перемен, вместивших в себя трагедии революций и войн. Всем существом ощущаешь сумасшедший темп, с которым крутится колесико - семья Сердюковых-Скибиных - в системе громоздкого государственного механизма. Наконец, книга вместила прошлое родного Буденновска, в основу которого легли размышления внимательного наблюдателя, лишенного идеологизированных установок и запретных комплексов профессионального историка.

Вторую часть своего труда автор назвала «Аз есмь», составив ее из очерков о себе и о своей судьбе - с высоты лет, опыта и познаний.

Читаешь, и ловишь себя на мысли - это и твоя жизнь, твое собственное отражение в зеркале прожитых лет, наконец, что ты сам есть часть большой семьи - русского, советского, российского народа.

О том, как создавались книги, из каких источников черпались силы, с корреспондентом «Открытой» поделилась их автор Юлия ЛЯЛИКОВА (на снимке).

Юлия Ляликова, автор двухтомника «Волшебный запах полыни» и «Аз  есмь»:

Писала о семье и времени со слезами – горькими и светлыми

- Юлия Николаевна, вы пишете, что мы своим детям обязаны рассказать, как и чем жил народ. И сразу вопрос: детям это важно? Им это нужно вообще?

- Не сомневаюсь, что и нужно, и важно. Давайте вспомним себя в детстве и юности. Задумывались мы о  сложных вещах, как задумываемся сейчас, страдаем, ищем выход, казним себя и, порой, не прощаем?.. Конечно же, нет.

Но пришло время, мы поумнели, набрались горького опыта и нас, что называется, пробило. Настало время отвечать не только на сложные вопросы, но и за дела и поступки. Такой момент настанет и для наших детей. Но с нашими книгами, тетрадками, записками, набросками им будет проще соотносить свои ориентиры.

- Мое поколение тоже застало  отголоски доперестроечного прошлого, я знаю его изнутри, потому, наверное, всегда с удовольствием слушал рассказы родителей об их молодости.

Но мои дети выросли в другой среде, мы порой не понимаем друг друга. Они не способны распознать привкус минувшей эпохи, разглядеть ее лица, судьбы, прочувствовать отношения между людьми, потому что они - другие. Разве не прав я?

- Отчасти, конечно, правы, но тут вот какое дело. Я тоже не жила при хане Мамае и князе Тверском. Только по рассказам и из книг знаю о революции, гражданской и Великой Отечественной.

Но когда во время работы мне удалось связать исторические места, события и персонажи с местом, которое и есть моя родина, с влиянием всех исторических коллизий на судьбы моих предков, а затем - и на мою личную судьбу, то невольно переносилась в те далекие времена и чуть ли не проживала там.

Сработал закон: когда ты чего-то не знаешь, остаешься к нему равнодушным, оно тебя не задевает и не трогает. Но стоит копнуть вглубь, присмотреться, и знания обретают личное наполнение.

Наконец я писала не только для детей, но еще для широкого круга людей - моих современников, которые невольно - и тут нет никаких сомнений - будут переноситься уже в свое собственное давнее прошлое и, возможно, тоже захотят сохранить память о нем. Это подтверждает большинство отзывов на мои книги.

Хотя, что скрывать, есть «мудрецы», оберегающие себя от лишнего знания по принципу: меньше знаешь - крепче спишь. Но так можно проспать свою единственную и неповторимую жизнь. Другой никто не подарит.

Я не понимаю взрослых, образованных, имеющих детей и внуков людей, с гордостью заявляющих: «Я вне политики!». Они думают, что их судьба, судьбы их детей, живущих в этом государстве, каким-то образом укрыты в прочной скорлупе, что они сами себе хозяева и сами определяют свою судьбу.

- Завершив первую книгу о своих бабушках и дедушках, вы исполнили дочерний и просто человеческий долг перед родными людьми, и дай бог, чтобы каждый из нас и в этом тоже видел свой долг перед родителями. Чувство долга это ведь тоже результат жизненного опыта?

- Именно чувство долга и любовь к родным стали главным стимулом моего труда. А что может быть крепче? На чем вообще держится наша жизнь?..

К сожалению, понимание этого приходит только с годами.

- Вы четко противопоставили государство и народ. Мне показалось, что в этом противопоставлении есть даже какая-то непримиримость.

С одной стороны, государство, в котором нет места его рядовым подданным, и у него своя история. А с другой стороны, народ, который пишет свою историю - маленьких людей, нас с вами.

- Я долго размышляла над тем, может ли вообще история государства и народа быть общей? Возможно, и может, но только не в России. Я даже не даю оценку этому явлению, просто принимаю, как данность - это наш путь, наша планида.

Посудите сами, по официальной версии главные наши герои - это руководители, как ни назови их: цари, короли, князья, генсеки и прочие вершители судеб. Ну, еще генералов много.

В какой-то момент я увидела своих родных, среди которых не было ни дворян, ни больших партийных начальников, совершенно под иным углом зрения - общечеловеческих тягот, горестей, радостей, наедине со своими не заметными «сверху» трудностями, которые приходилось преодолевать  без помощи государства.

Исключите государевых мужей из нашего прошлого, забудьте на время о государственных сверхзадачах, и тут же откроются обычные, простые, «маленькие люди», «людишки», с их общечеловеческими страстями, дорогами, житейскими победами и поражениями. Вот они и составляют истинную историю!

И ничего «простого» и «маленького» в ней нет. Как человек может быть простым? Простейший микроб инфузория туфелька и та непростая. На своем жизненном пути я ни разу не встретила простого человека. Исходя из этого, и открывается совершенно иное прочтение прошлого нашего отечества.

- Пять лет вы писали книги, отдавая работе все свое время - срок немалый. С кем встречались, в каких архивах наводили справки? Не раз, наверное, ездили в родной Буденновск?

- Много сведений о Буденновске почерпнула в Лермонтовской библиотеке, в краевом архиве, вообще, использовала самые разные источники. Конечно, встречалась с краеведами, пишущими о Прикумье.

С благодарностью вспоминаю наши встречи с Георгием Геннадьевичем Карибовым, к сожалению, недавно ушедшим от нас в самом расцвете сил.

Очень помогли  книги Рубена Аджимамедова, который проследил историю Буденновска со Средневековья. Этому человеку памятник надо поставить за его труды! От него я узнала много такого, о чем даже никогда не слышала, хотя историей своего города интересовалась всегда.

Очень тепло принял меня наш знаменитый краевед Герман Алексеевич Беликов, помог не только эксклюзивными материалами, но еще правильно расставить акценты.

Всем, кто пошел мне навстречу, хочу сказать огромное спасибо.

- Заглянуть в свое прошлое - это не страшно? Многое ведь приходится заново переживать, передумывать и переосмысливать, возможно, о чем-то  сожалеть. Это естественно. Но как потом все эти сомнения отразить в книге, подчеркиваю - не в семейных записках для внутреннего пользования, а в книге для всех?

- Этот вопрос меня мучил с самого начала. В итоге я приняла решение: или писать как было, или не писать вообще. Никакого глянца и украшательства, минимум умолчаний из самого личного, интимного.

Были слезы - светлые и горькие. Я отдала себя на суд читателей. И без боязни готова выслушать приговор. При этом надеюсь, что сама никого из моих героев не обидела. Всех их я бесконечно люблю, какие бы отношения с ними ни складывались.

- Я хочу вернуться к вопросу сохранения памяти и долга перед детьми. Дети и внуки интересовались вашей работой? Помогали, советовали? Как вообще восприняли появление книги домашние и друзья?

- Я привлекла к работе дочь и внучку, рассчитывая, таким образом, на их соучастие. И мне повезло: они охотно выступили редакторами, кроме того, пополнили книги своими сведениями о наших предках.

Активно, морально и советами, поддержали друзья, за что я бесконечно признательна им, и особенно моей подруге Людмиле Михайловне Власовой, взявшей на себя роль беспристрастного критика моих «горячих» еще, в первом изложении, очерков.

- Что для вас сегодня значит Буденновск, где вы родились, где прошло детство, где началась взрослая жизнь? Вас тянет туда?

- Этот город, это место на земле обладает для меня неизъяснимым магнетизмом, как, вероятно, родина для любого человека. Я езжу туда при любой возможности и надеюсь еще не раз побывать там.

1958 год, Буденновск. Выпускницы средней школы №1. В центре верхнего ряда Юлия Ляликова.

- Маджар - Сурб-Хач - Карабоглы - Святой Крест - Прикумск - Буденновск - опять Прикумск - и снова Буденновск. Вы спрашиваете, может ли город с такой чередой имен быть счастливым местом для его обитателей? И сами отвечаете: история возникновения города до сегодняшнего дня - одни беды и трагедии. Но это же печать на века!

- Я болезненно отношусь к таким знакам, как имя. В главе «Город-город, как тебя зовут» это чувство обиды вылились у меня в упрек всем нам: властям - за бездумное разрушение памяти, гражданам - за равнодушие к прошлому.

Не терплю, когда на чем-то или ком-то ставят клеймо, но история города действительно переполнена болью. Просто надо понимать, что Буденновск живет, его будущее в наших руках, и какой будет следующая страница в его истории, зависит только от нас.

- Что значит Буденновск для ваших внуков? Ваша малая родина - она родная для них?

- Моя дочь родилась в Новочеркасске, а внучка в Ставрополе. Обе они не раз бывали в Буденновске и знают о нем по моим рассказам.

По придуманной мной классификации Буденновск для них - прародина. Такая же, впрочем, как и белорусская деревня, откуда родом их отец и дедушка. В книге «Аз есмь» есть большая глава о родине моего мужа, их дедушке, его семье, его родственниках.

- Правда, парадокс: взять советское время, так государство постоянно испытывало своих граждан на прочность. А ведь сколько в той жизни было места для любви и радости! Сегодня, казалось бы, все есть, быт налажен, а все не так, что-то не устраивает… Почему так?

- Это мы, захватившие разные периоды в истории страны, можем сравнивать, как было и как стало, отсюда и ваш вопрос. А с чем сравнивать молодым? Для них все только начинается.

Но и среди людей старшего поколения немало найдется тех, кто скажет: сегодня лучше, чем вчера. Хотя вчера они тоже были искренне счастливы, только забыли об этом.

Слава богу, у человека во все времена есть его личный жизненный заповедник - частная жизнь. Государство временами норовит разорить наши заповедники, забраться в них, навести свои порядки.

Советская власть всегда стремилась поставить под контроль все в стране, включая частную жизнь, только ей это не удавалось.

Сегодня государство напрямую в частную жизнь не вмешивается, но изменились мы сами, живем в другом измерении. Иные правила общежития, иные ценности, ориентиры. Все очень неоднозначно.

- У вас отец прошел всю войну, а умер от туберкулеза в мирное время, ему не было и сорока… Вдруг и вы в самом расцвете сил узнаете, что заболели туберкулезом в тяжелой форме!

В итоге, устав от всех этих уколов и таблеток, перестали ходить к врачам и… излечились! Это же прямо чудо какое-то!

- Действительно, самое настоящее чудо, ведь на моей памяти от этой ужасной болезни в молодости в семье умерли трое! Может, я и выжила для того, чтобы рассказать о дорогих для меня людях, местах, временах?..

1945 год, Чехословакия. Слева (сидит) отец Ляликовой Николай Федорович, освобождавший Прагу.

- Ваша трудовая биография началась в Буденновске, потом был Новочеркасск, Благовещенск…  В 1971 году вы приехали в Ставрополь. Вы сроднились с ним?

- Я полюбила Ставрополь сразу, как только мы приехали сюда из далекого Благовещенска на Амуре. И ни разу не разочаровалась в этом замечательном городе.

У Ставрополя какая-то особенная аура, сильно отличающая его от других областных центров. Здесь особенный климат, природа, рельеф, история, даже само географическое положение.

Я видела много замечательных городов и у нас, и за границей, но Ставрополь неповторим. Наряду с Буденновском он в моем сердце делит первое место.

- В очерке «Похвала советской власти» вы написали: «В то время взяток с меня никто не требовал, а я никому не давала их». Что же произошло с нами сегодня, людей словно подменили? Что ни новость, то кто-то проворовался. Виной всему смена общественного строя или изменение нашей внутренней сути?

- Я отношусь к людям с критическим складом ума, и, поминая недобрым словом советскую власть, часто слышу в ответ: а вот бесплатные квартиры давали, бесплатное образование, цены низкие были, а ты, мол, не ценишь, ворчишь, брюзжишь. Вот я и решила соблюсти объективность и написала, что было хорошего раньше.

А что стало с нами сегодня? Да ничего, просто мы прежние оказались в новых условиях.

Слава богу, у человека во все времена есть его личный жизненный заповедник - частная жизнь. Государство временами норовит разорить наши заповедники, забраться в них, навести свои порядки.

- Вы лишь вскользь коснулись «демократических брожений» в крае. Но это же была целая эпоха, пусть и скоротечная.

Куда исчезли все завоевания демократии? Уничтожены «сверху»? Но это только отчасти. Может, нам и не нужны никакие свободы? Пошумели, поиграли, была мода - мода прошла?

- Свобода в нашем российском воздухе витала недолго. Покружила-покружила и испарилась. А все потому, что мы получили свободу «сверху», а не завоевали ее на баррикадах. Легко полученное легко и утрачивается, не ценится.

Оказалось, за свободу надо биться, а не ждать ее как с моря погоды. Мы, «демократы», прождали, а «недемократы» прибрали ее к рукам, и где она, желанная, никто не знает.

А потом тысячелетнее рабство извратило сами представления о духовных ценностях, главнейшей из которых, по-моему, является свобода. В рабском сознании с подачи пропагандистов произошла подмена понятий: внушалось, что для нас важнее всего порядок, который должен устанавливать вождь.

Сегодня после короткого периода подаренных и отобранных свобод наступил ренессанс авторитаризма под личинами «патриотизма», возрождаемой религиозности и другой архаики.

Многим поборникам «сильной руки» очень удобно - есть на кого перекладывать ответственность, не надо принимать решения даже за собственную жизнь.

- На два десятка лет вы связали свою жизнь с политикой. Юлия Николаевна, честное слово не пойму: вы представитель технической интеллигенции, человек огромной творческой, культурной, эстетической ориентации - и вдруг ушли в политику! Как говорят ученые, полная смена парадигм. В чем причины такого крутого поворота?

- А я не понимаю взрослых, образованных, имеющих детей и внуков людей, с гордостью заявляющих: «Я вне политики!». Они думают, что их судьба, судьбы их детей, живущих в этом государстве, каким-то образом укрыты в прочной скорлупе, что они сами себе хозяева и сами определяют свою судьбу.

Самая настоящая страусиная позиция: голова, то есть частная жизнь, в песке, а остальные части тела снаружи, и что с ними делают политики и государственники, ты не знаешь. Но политики не боги, а обычные люди.

Они пишут законы, по которым нам нужно жить, и за неисполнение их сурово наказывают. А какие это люди, умные или глупые, образованные или нет, добрые или злые, кто знает?

Я лично хочу знать, кто эти люди, что они замышляют сделать с моей жизнью, с жизнями моих детей. Мне кажется, что позиция, называемая «аполитичностью» - это проявление душевной лени, равнодушия, нежелания брать на себя ответственность, и, что самое ужасное, ответственность за судьбы своих детей.

Наше общество самоустранилось от важной общественной обязанности: контроля за государством. Вот и вытворяют с нами «политики» все, что в их не всегда умные и честные головы взбредет. А наши граждане даже на выборы ленятся сходить раз или два в году, мол, все это бесполезно, без нас все решат! Это, конечно, отчасти верно, но если мы не пошевелимся, будет еще хуже.

Если бы я была уверена, что политика моего государства в руках тех людей, которым я доверяю судьбу страны, моей семьи, я бы занималась только тем, что всегда любила: читала книги, рисовала, писала, путешествовала. Но такой уверенности у меня нет, поэтому я в политике.

Сегодня после короткого периода подаренных и отобранных свобод наступил ренессанс авторитаризма под личинами «патриотизма», возрождаемой религиозности и другой архаики.
Многим поборникам «сильной руки» очень удобно - есть на кого перекладывать ответственность, не надо принимать решения даже за собственную жизнь.

- О продолжении своего труда  не задумывались?

- Я уже вынашиваю замысел третьего тома «собрания сочинений», как шутят мои дети. Мне нравится жанр non-fiction, нравится рассказывать о реальных событиях, реальных людях, о том, что я видела, в чем участвовала.

Реальность мне видится неисчерпаемым источником увлекательных сюжетов. Уже складываются несколько тем для сборника, рабочее название которого я определила так: «Любовь. Лабиринты, смех и слезы, гримасы и много чего еще».

Как я исполню требования жанра - открытость, искренность, честность, пока не знаю. Знаю точно: «клубнички» и скандалов в стиле «Пусть говорят» не будет. Тема эта необъятная, безбрежная, нескончаемая, и сюжетов хватит всем на все времена.

Беседовал
Олег ПАРФЁНОВ

Двухтомник Юлии Ляликовой можно приобрести в интернет-магазине. интернет-магазине.

Наша справка

Юлия Николаевна Ляликова родилась в военном 1941-м году в Буденновске, о котором с любовью и болью пишет в своих биографических книгах.
Профессия у Юлии Николаевны - инженер-гидротехник. По окончании Новочеркасского инженерно-мелиоративного института работала в проектных институтах Амурской области и Ставропольского края.
С 1971 года живет в Ставрополе. Всегда активно занималась общественной деятельностью. Учредила гендерную правозащитную миссию «Паритет», цель которой - достижение равноправия во всех сферах жизни (в том числе в политике) мужчин и женщин.
С 1996 года много времени уделяет политике: входит в руководящие органы Ставропольского регионального отделения партии «Яблоко», на протяжении восьми лет была членом избирательной комиссии Ставропольского края, помощником депутатов Государственной Думы РФ Алексея Арбатова и Вячеслава Игрунова.
Публиковалась в краевых газетах на общественно-политические темы.
Из увлечений главные - литература и живопись.
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий