Галерею Гречишкина охватило пламя — пламя танго
Впервые после пандемийного перерыва ставропольский квартет «Классик» дал концерт, подарив зрителям вечер, полный драмы, страсти и сильных чувств
На страничке квартета в соцсетях предыдущий пост с анонсом концерта датирован аж февралем 2020 года. Музыканты приглашали горожан на программу «Кармен», обещали бурю чувств и накал страстей. Обещание выполнили и ушли на долгий перерыв: пандемия заставила умолкнуть живую музыку во всем мире.
И вот в конце нынешнего марта «Классик» нарушил молчание и снова зазвучал в стенах картинной галереи имени П. Гречишкина. Две скрипки, альт и виолончель «заговорили» глубоко, эмоционально, чувственно – на этот раз с аргентинским акцентом. Струнный квартет представил программу «Пламенное танго».
Из таверн – в салоны
Одно из самых узнаваемых танго прозвучало в фильме «Запах женщины». Сцена, где незрячий герой в исполнении Аль Пачино танцует в ресторане с девушкой, стала жемчужиной кинематографии. «Крестный отец» Голливуда ведет партнершу так трепетно и бережно, что, глядя на пару, забываешь дышать. Тем удивительнее признание актрисы Габриэль Анвар, что Аль Пачино во время съемок оттоптал ей все ноги.
Любопытно, но на заре зарождения танго, в конце 1880-х, в этом и заключалась соль танца – наступить партнеру на ногу. В ту пору его танцевали только мужчины: столь необычным способом они боролись за любовь женщины. А потом обняли даму за спину и начали танцевать с ней, стараясь (в отличие от Аль Пачино) не отдавить ноги.
Через четверть века из бедных портовых кварталов Буэнос-Айреса, дешевых кабачков и таверн танго перекочевало в светские салоны, а потом и в концертные залы. Сегодня его играют, поют и танцуют в крупных мегаполисах и небольших провинциальных городах во всех частях света.
Вот и для ставропольской публики музыканты квартета «Классик» Джульета Оганесян, Юлия Одарич, Светлана Полянская и art-директор Ольга Калашникова подготовили лучшие произведения, написанные в прошлом столетии.
Танго взамен гимна
Музыканты исполнили 14 мелодий, разных, как само танго, – страстных, нежных, взрывных и тоскливых. Приурочена программа к столетию Астора Пьяццоллы, танго-музыканта, которого на родине называют не иначе как El Gran Astor – «Великий Астор».
«В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…» – говорил Пьяццолла.
В начале прошлого столетия танго стало символом Аргентины. В Первую мировую войну в Германии случился курьез: прибывшего посла Аргентины встретили с оркестром, который вместо аргентинского гимна сыграл... танго под названием «Початок кукурузы» («Эль Чокло»).
Как рассказали ставропольским слушателям на концерте, это было первое танго, которое вышло за пределы своей родины и получило в 1910-х годах феноменальную популярность в Европе.
Его автор, Анхель Виллольдо, работал музыкантом в респектабельном ресторане Буэнос-Айреса. Сочинив «Початок», он произвел настоящую революцию в мире музыки.
Началась повальная мода на танго, хотя в обществе оно еще воспринималось как танец блатных и кокоток. В России министр народного просвещения рассылал циркуляры, требуя, «чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений, не посещали танцклассов, в коих он преподается».
Русские газеты писали: «Император Вильгельм запретил своим офицерам танцевать танго, архиепископ парижский и другие епископы Франции пишут пасторские послания против танго».
Но волну тангомании было не остановить. Ни императоры, ни архиепископы, ни министры не могли ничего поделать: мелодии танго были слишком притягательны.
С розой в зубах
На вечере в картинной галерее прозвучали композиции, покорившие мир. Романтическое ретро 1970-х – «Парижское танго» Кристиана Брюна. Удивительной красоты медленный фокстрот «Маленький цветок» Сиднея Беше. Задорная «Кумпарсита» Матоса Родригеса – та самая, под которую, зажав в зубах цветок, пляшет Волк с Зайцем в мультике «Ну, погоди!».
Любопытно, что Родригес написал ее будучи 17-летним студентом. Сперва это был небольшой марш, посвященный «кумпарсе» – студенческому сообществу. Потом ноты попали пианисту Роберто Фирпо и тот за вечер превратил марш в «Кумпарситу»: включил кое-что из собственных танго, позже добавил третью часть, взяв музыку из оперы Верди.
Танго почти всегда окрашено грустью, как «Танго смерти» Горана Бреговича, написанное для фильма «Андеграунд» Кустурицы. Этот саундтрек входит в число ста лучших в истории кинематографа. А ведь когда-то его автора отчислили из второго класса музыкальной школы – за «отсутствие таланта»!
А вот Лероя Андерсона уже в детстве признали вундеркиндом: с ранних лет он играл на семи инструментах, свободно говорил на 10 языках. Андерсон был тот еще шутник: в произведениях использовал неожиданные «инструменты» вроде печатной машинки и натуральных часов.
В жизни музыкальный остряк был замкнутым и необщительным человеком. Но именно к нему обращаются оркестры по обе стороны океана, когда чувствуют, что в их репертуаре не хватает «чего-то легкого».
Вот и ставропольский «Квартет» добавил воздуха в программу, включив в нее забавную композицию Андерсона «Синкопированные часы».
Из пляски – в элегию
По-новому в танго раскрылся еще один автор: хладнокровный датчанин Якоб Гаде написал жгучее танго «Ревность», прочитав в газете заметку, что ревнивец-цыган убил жену. На гонорары Гаде купил домик в деревне, жил тихо с женой и сочинял музыку.
По-другому сложилась жизнь легендарного Карлоса Гарделя: никакой пасторали – скандалы, романы, опасности, ранняя трагическая смерть. В детстве Гардель даже не окончил школу, но именно в день его рождения, 11 декабря, по решению ООН отмечается Международный день танго.
«Он превратил танго из пляски в настоящую элегию, литургию изысканного стиха и движения», – писал о Гарделе аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. Самое известное танго композитора – Por una cabeza («Всего на голову») – звучит во многих фильмах: «Запах женщины», «Список Шиндлера», «Правдивая ложь», «Фрида»... Это песня о том, как мужчина теряет голову – от любви к женщине, как от игры на скачках.
Танго, зародившееся в портовых кабачках как музыка кокоток, сутенеров и неудачников-иммигрантов, стало достоянием человечества. Благодаря квартету «Классик» ценители искусства в Ставрополе смогли к нему прикоснуться, погрузиться в мир сильных чувств, в элегию танго.
А ставропольские музыканты тем временем готовят новую программу и приглашают в апреле на концерт «Времена года» Антонио Вивальди.
Фатима МАГУЛАЕВА
Добавить комментарий