Поиск на сайте

 

 

Как жильцам многоэтажек не дать себя обдурить управляющим компаниям. Советы специалиста

 

Как известно, с 1 июля по всей стране выросли коммунальные тарифы. Многие управляющие компании посчитали это удобным поводом, чтобы повысить расценки и на свои услуги. Вот и наше ЖЭУ «обрадовало» жителей новыми тарифами, ссылаясь на то, что к повышению их обязывают подрядчики (если верить расчетам нашего ЖЭУ, то только услуги городского расчетного центраякобы вырастают более чем на 80%). 
Но это далеко не все преобразования в ЖКХ, которые ожидают ставропольцев: с 1 сентября вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам домов.
Чего от них ждать, корреспонденту «Открытой» рассказывает руководитель отдела мониторинга и взаимодействия в сфере организации управления многоквартирными домами комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Татьяна ГРИЧЕНКО.

 

– Татьяна Александровна, c сентября вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг. И что же нас ждет теперь?
– Вы говорите о 354-м постановлении правительства. Документ объемный, изменений по сравнению с действующими правилами много. Теперь по каждому виду коммунальных ресурсов (свет, тепло, вода) вводится два платежа: за потребление внутри жилого помещения и на общедомовые нужды (соразмерно доли в праве общедолевой собственности). Если в доме нет коллективных приборов учета, то плата за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, будет рассчитываться, исходя из нормативов. 
– Как это отразится на конкретном потребителе?
– Раньше была такая практика: в конце года на всех жильцов дома «раскидывался» годовой небаланс потребления – то есть разница между показаниями коллективного и суммы индивидуальных счетчиков. Это так называемая «13-я квитанция». Новыми правилами предусмотрена корректировка размера платы только за отопление.
Также у жителей домов, которые обслуживает управляющая организация, появится возможность перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими предприятиями (если, конечно, такое решение будет принято на общем собрании).
– А неплательщики новый порядок расчетов ощутят?
– Конечно! Раньше неплательщику можно было отключить, допустим, электроэнергию, если он не оплачивал эту услугу более шести месяцев. Теперь этот срок снизился до трех месяцев. Кроме того, управляющая организация вправе отключать на выбор любой вид коммунальных услуг (не обязательно тот, за который человек не платил). 
Нельзя будет отключать только отопление или холодное водоснабжение. Такая норма введена из расчета на то, что она повысит платежную дисциплину. 
– Зато, насколько я знаю, появятся и какие-то новые виды услуг?
– Да, 354-м постановлением вносятся изменения в «Правила содержания имущества в многоквартирном доме». Теперь перечень услуг дополнен мероприятиями по энергосбережению, установке и эксплуатации коллективных приборов учета, снятию их показаний. 
– Но на каком основании собственники обязаны платить за содержание коллективных приборов учета?
– По закону это общедомовое имущество (такое же, как, например, коммуникации), которое жильцы также обязаны коллективно содержать. Стоимость обслуживания счетчиков воды и света не очень высока, а вот «тепловые» счетчики – очень сложные устройства, и поэтому их обслуживание недешево. И если у управляющей компании нет в штате собственного «тепловика», она вынуждена нанимать подрядную организацию.
– А как формируется цена такой услуги у подрядчика?
– Цена каждой подобной услуги обосновывается в договорах, которые ваша управляющая организация подписывает со своими подрядчиками. Если жильцы не согласны с предложенной им стоимостью, требуйте от управляющей компании ее пересчета. Вы имеете полное право ознакомиться с любыми договорами, которые подписывают с ней подрядчики, – там обосновывается изменение цены. Однако требовать от управляющей компании сменить подрядчика жильцы не вправе
– Но многие услуги на коммунальном рынке оказывают монополисты, и жильцы, даже если захотят, потребовать изменить цену не могут. 
– Это вопрос не к муниципалитету, а к антимонопольному органу. Что касается, например, аварийного обслуживания, у жителей есть право выбора: либо платить подрядчику (электросети, теплосети, горгазу) за каждый вызов отдельно, либо вносить фиксированную абонентскую плату. 
В первую очередь это зависит от технического состояния дома, насколько изношены коммуникации и, соответственно, как часто нужно вызывать «аварийку». Понятно, что дешевле платить за каждый конкретный вызов, но опять-таки порядок расчетов с подрядчиками выбирают сами жильцы на общем собрании. И он отражается в договоре управления.
– Допустим, жильцы не приняли тариф, который предлагает им управляющая компания. Но платить они все равно будут по-новому?
– Ни в коем случае! Помните: пока общим собранием не утвержден новый тариф, который управляющая компания вам предлагает принять, платить вы будете по старому. Ну а если вообще отсутствует диалог между жильцами и управляющей компанией, меняйте ее.
– Еще пару лет назад это было практически невозможно: если жильцы изъявляли желание сменить «управдома», им сразу начинали вставлять палки в колеса.
– Сейчас ситуация, к счастью, изменилась к лучшему. Когда-то, на начальном этапе жилищной реформы, смена управляющей компании или даже формы управления домом (то есть создания ТСЖ) была большой редкостью, сейчас это дело привычное. Таких случаев в Ставрополе десятки, если не сотни. Только перед вами приходили две женщины, просили их проконсультировать, как провести общее собрание, чтобы изменить управляющую организацию.
– Допустим, наш дом решил сменить «управляющего». Реально сегодня в Ставрополе есть из чего выбрать?
– Сегодня на рынке Ставрополя работают более семидесяти управляющих компаний, примерно каждый месяц появляется новая. Реестр управляющих компаний есть на краевом портале ЖКХ (stavgkhuk.ru), на сайте администрации города (stavadm.ru). Там есть все их контактные данные.
Рекомендовать конкретные предприятия, сами понимаете, как чиновник не могу. Но общие критерии перечислить можно. Лучше выбирать молодую, а потому небольшую компанию, у которой не больше 10-15 домов. Как показывает практика, это оптимальное количество, чтобы управляющие могли эффективно справляться со своими обязанностями.
Будет больше – это уже неразбериха, и в первую очередь с коммунальными платежами. Кроме того, небольшие компании могут использовать упрощенную схему налогообложения, что, конечно, сказывается на величине тарифа. 
– Но далеко не все управляющие компании размещают на своих сайтах бухгалтерские отчеты и данные о тарифе.
– Да, такая проблема пока есть. Но, надеюсь, уже скоро она будет решена. Недавно постановлением губернатора краевая жилищная инспекция была наделена контрольными полномочиями в этой сфере: она будет следить, чтобы управляющие компании размещали на сайтах максимально полную информацию о своей деятельности. Для компаний-нарушителей предусмотрены огромные штрафы. 
– Татьяна Александровна, какая же форма управления домом, на ваш взгляд, оптимальная?
– ТСЖ. При этом жильцы имеют максимальную возможность контролировать расходование средств. И не тратить «лишние» деньги на содержание громоздкого управленческого аппарата и множества подрядчиков, как это часто бывает. Сегодня товарищества существуют примерно в 20% многоквартирных домов Ставрополя.
– А непосредственное управление?
– Непосредственное управление идеально подходит небольшим домам. При этом около двухсот домов в городе выбрали эту форму: это, как правило, новостройки, где пустуют многие квартиры. То есть владельцы этих квартир не платят за коммунальные ресурсы, а другие жильцы за их долги расплачиваться не намерены.
Ведь если договор с ресурсоснабжающей организацией заключает одно юрлицо – ТСЖ или управляющая компания, то за долги можно отключать весь дом. На практике, поверьте, такие случаи бывают, хотя и редко. 
А в случае непосредственного управления у каждого жителя заключен персональный договор, и он ответственности за долги соседа, по сути, не несет.
– Ставрополь начнет жить по 354-му постановлению прямо с первого сентября или какой-то переходный период все же будет?
– Переходный период, конечно, будет, будем проводить большую разъяснительную работу среди населения. Однако уже с первого сентября жители города получат новые платежки, где по каждому виду коммунальных ресурсов будет отражено два платежа – общий и индивидуальный. 
– Видите, даже специалисты не поспевают за реформой. А как быть простым людям?
– Мы со своей стороны стараемся делать всё от нас зависящее. Проводим курсы для управдомов – председателей ТСЖ, председателей и членов советов домов. Они совершенно бесплатные, записаться может любой желающий. Как раз сейчас мы набираем новую группу слушателей, занятия начнутся примерно в сентябре. Очень будем рады видеть и читателей вашей газеты.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

 

В тему

Краевая прокуратура подвела итоги проверок в сфере ЖКХ за первые семь месяцев нынешнего года. За это время выявлено почти 1300 нарушений закона, среди которых самые частые – неправомерное начисление оплаты управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Гражданам возвращено 3,2 млн. рублей. 

 

fwefewf13 августа 2012, 12:32

самое лучшее -это непосредственное управление, с правом делегирования части полномочий, так что не вводите в заблуждение



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий