Поиск на сайте

 

Борис АКОПЬЯН, главный инженер проектов улично-дорожной сети города Ставрополя (1988-2014 гг.) ОАО «Институт Ставропольгражданпроект»: Платные парковки  на улицах – незаконны!

...Все кричит о том, что проезжие части улиц не могут быть отягощены парковками. Парковки могут обустраиваться только за красной линией проезжей части - на ее параллельных проездах или на территориях, прилегающих к объектам социального назначения. И все! При этом парковочные карманы по нормам должны иметь глубину в 5,7 метра, плюс еще 50 см от кромки проезжей части улицы.
Выбитые на газонах вдоль магистральных улиц парковочные карманы - это просто ужас, градостроительное, архитектурное, эстетическое убожество, за которое кто-то должен все-таки понести ответственность.


Профессионал, которому можно верить

- Борис Михайлович, вы дали недвусмысленное определение: организация платных парковок в краевом центре - это незаконные действия горадминистрации...

- А иначе невозможно объяснить широчайший спектр нарушений правовых норм по размещению парковок, которые хоть каким-то боком можно было привлечь к обоснованию размещения парковок.

- Вот с этого места, как говорится, давайте поподробнее. Но прежде мы напомним читателям, о чем уже писали серию публикаций.

- Начинайте.

- Итак, горадминистрация заключила соглашение о муниципально-частном партнерстве с ООО «Городские парковки Краснодар», на что не имела права вообще: в Уставе муниципалитета нет такого вида деятельности.

- Да, коммерческая деятельность со сторонними бизнес-структурами муниципалитетам запрещена. На каких же интересах сошлись эти «партнеры», какие выгоды себе выторговали? На какую прибыль рассчитывают?

- Вот что несказанно поражает ставропольцев: уставный фонд краснодарских партнеров составляет всего 25 тысяч рублей, но прибыль будут получать в размере 90 процентов. У ставропольской администрации на кону весь городской бюджет, но она согласилась лишь на 10 процентов дохода. Вот такое распределение рисков между партнерами.

И это при том, что мунициципалитет Ставрополя обустраивает бизнес краснодарцев за счет города, срезав огромное количество уличных газонов, а под видом благоустройства придомовых территорий готовит места для новых платных парковок.

А теперь еще, как мы видим, заботливо очищая их от снега за наш с вами счет. Так что в этом расчудесном «бизнесе» горожане не зря увидели явственный коррупционный след.

Наша администрация обошла запреты на ведение коммерческой деятельности, приняв в июле прошлого года странное постановление за №1568 от 14.07.2016 года «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя».

- Стоп-стоп, постановление администрации не «странное», оно - вызывающе незаконное. Начнем с базовых понятий. И главное то, что в городах нет автомобильных дорог общего пользования! Есть только улично-дорожная сеть общего пользования, в которую входят:

- улицы с проезжей частью, в составе которой нормами предусмотрено размещение лишь перекрестков;
- остановки общественного транспорта, дополнительные полосы для левых и правых поворотов транспорта на перекрестках;
- разделительные полосы в виде зеленых зон (газоны).

 

Разделительные полосы - не только как основное уличное пространство для размещения магистральных сетей города, но и как резервная зона для проезда спецтранспорта в случае экстремальных ситуаций - связаны с невозможностью проезда по проезжей части улицы (по причине ее закупорки, например, из-за аварий, других неординарных ситуаций).

- пешеходные тротуары вдоль зеленых зон.

Все это уличное пространство принадлежит населению города на правах общего пользования. И не является собственностью муниципалитета, который сейчас самоуправно распоряжается улично-дорожной сетью как заблагорассудится.

Тем более не имеет права уничтожать зеленые зоны разделительных полос - это элементы экологической и технической безопасности города, предусмотренные сводом правил «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2011).

- В обоснование организации платных парковок в Ставрополе горадминистрация в своем постановлении ссылается на ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (№257 от 08.11.2007 г.).

- Но эта ссылка ничтожна, так как не имеет никакого отношения к городам и населенным пунктам. В законе, который делит все дороги на федеральные, региональные (или межмуниципальные) и частные, нет ни слова про улицы, которые в принципе не могут быть ни частными, ни платными.

- Более того, в соответствии со ст. 40 вышеупомянутого закона говорится: «Оплата осуществляется на основании договора с владельцем(!) автомобильной дороги либо в случае использования платной автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения о государственно-частном партнерстве». И опять ни о каком муниципально-частном партнерстве нет ни слова.

Короче, налицо факт присвоения администрацией Ставрополя уличного пространства. И также самоуправно чиновники обложили автомобилистов новыми податями, кроме налогов, установленных государством.

- Если чиновников не остановить, они объявят платными все улицы вместе с тротуарами и газонами, извлекая доходы, не считаясь с интересами города и горожан.

- Федеральный закон ставропольские чиновники бесстрашно обходят, подобная безоглядность вряд ли возможна без участия в этой афере (а какое еще определение подходит?) высокопоставленных лиц, которые лишь и могут обеспечить инициаторам «проекта» правовую неприкосновенность?

- Я об этом тоже с горечью размышляю. У меня на этот счет такое предположение. Инициаторы подобных постановлений - либо непрофессиональные люди, либо бизнес-хитрецы.

Но вот почему в краевом правительстве, где должны работать специалисты в области дорожного права и в области юриспруденции, подобное издевательство над законом и правами горожан допустили? Краевое правительство проигнорировало даже свой юридически безупречный документ - Приказ  Ставропольского края №414 от 30 декабря 2010 года.

Есть в нем глава 4 «Транспорт и улично-дорожная сеть», в которой все ясно прописано, где и какие парковки можно делать. Так вот этот фундаментальный Приказ не оставляет никаких шансов городским чиновникам для своевольства, которое они позволили с платными парковками. Потому-то нигде  и нет ссылок на этот документ...

- Чует кошка, чье мясо съела. Осознают, что творят. Но как же беззастенчиво городская власть научилась обходить правовые запреты! В уверенности, что в их хитросплетениях не разберутся горожане, которых они (вместе с краснодарскими партнерами) принялись нещадно обирать.

Мы уже цитировали директора ООО «Городские парковки», который в интервью местному телеканалу выдал тайный план достижения максимальных прибылей с платных парковок: «Плановая выручка составит 50%, столько же — штрафы».

- Вот-вот, они пытаются запугать население штрафами, ссылаясь на подписанный губернатором Владимировым краевой закон от 9 февраля 2015 года №11-кз, который называется так: «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Все изменения там касаются действительно штрафов. Цитирую: «За неуплату при пользовании на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными - внимание! - на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения...»

И опять об улицах нет ни одного слова.

То есть никакого отношения к дорожно-уличной сети города этот закон не имеет, что подробно мы и обсудили выше. И снова вопрос: почему правительство допускает такие манипуляции с законами, которые подписывает губернатор?!

Мне непонятно также, почему резонансное постановление, затрагивающее интересы всех горожан, подписывается не руководителем горадминистрации, должность которого утверждена гордумой, а его замом - назначенцем, наемным сотрудником муниципалитета.

- Удивительнее, если бы под Соглашением «стоимостью» в сотни миллионов рублей стояла подпись Джатдоева. После того как несколько лет назад против Андрея Хасановича возбуждалось уголовное дело по схожим основаниям, он стал очень осторожен. Да и судьба его предшественника, бывшего главы администрации Игоря Бестужего, осужденного за взятку, заставляет чиновников быть осмотрительными.

- Вы считаете, и в парковочных делах все просчитано?

- Убеждена! Потому что на период подписания бумаг с огромной финансовой составляющей у Джатдоева появляются неотложные дела и он передает Мясоедову исполнение обязанностей. И заместитель «старшего дворника» (как кокетливо и публично однажды поименовал себя Джатдоев) спешно запускает «проект века», словно ситуация была пожарная... Полагаю, что так распределялись всевозможные риски между включенными в «проект» господами.

- Но давайте вернемся к вопросу незаконности организации парковок в Ставрополе, на что, кроме уже вышеназванного, указывают базовые нормативные акты. Это, в первую очередь, СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей». Расстояние от открытых стоянок (бесплатных!), предназначенных для постоянного или временного хранения легковых автомобилей, до жилых домов определяется так:

- от 1 до 10 авт. - 10 метров,
- от 11 до 50 авт. - 15 метров,
- от 51 до 100 авт. - 25 метров,
- от 101 - 300 машин, размещенных вдоль продольных фасадов, - не менее 50 метров.

- Горадминистрация же платными парковками заполоняет город, не спрашивая ничьего мнения, разрушая градостроительные контуры краевой столицы.

- Спрашивается, на основании каких норм и законодательных актов руководство Ставрополя решилось на глобальные изменения архитектурно-планировочных решений уже давно существующих улиц города?!

Ведь чтобы организовать парковки в застроенной территории города в местах, где они по проектам изначально не предполагались, нужно переработать все схемы генпланов улично-дорожной сети Ставрополя, что практически невозможно по существующему законодательству.

На магистральных улицах общегородского и районного значения организация парковок предусмотрена вдоль проезжей части местных проездов и в зоне размещения общественных центров, но не на основной проезжей части магистральных улиц.

А их там нанизывают бессчетно. На эти действия никаких прав у администрации нет!

Мало того, в бюджете Ставрополя должны быть предусмотрены статья доходов от платных парковок и статья расходов, но этого нет. И не может быть потому, что потребуется корректировка транспортного налога.

- Городская власть пытается убедить горожан, что таким образом она упорядочивает движение транспорта, делает его более безопасным, разгружает город от пробок.

- Все с точностью до наоборот. Куда денутся «пробки», если количество машин прежнее, да еще и будет расти?

Увы, даже если принять версию чиновников, как бы озабоченных транспортными проблемами, то путь они выбрали самый примитивный: незатратный по умственным усилиям, но весьма затратный с финансовой точки зрения, при этом неэффективный, неполезный, не решающий никаких проблем, наоборот, их усугубляющий.

Вместо того чтобы решать вопросы обеспечения беспрепятственного движения транспорта по проезжей части и на перекрестках, уделив максимальное внимание развитию сети общественного транспорта и его движения, хозяева города еще больше усугубляют ситуацию. Они превращают улично-дорожную сеть в места стоянок автотранспорта, а проезжую часть улиц  - в подъездные пути к местам стоянок.

- Более того, водители и на без того узких улицах вынуждены «вилять», объезжают выпирающие из парковочных карманов бамперы легковых автомобилей и даже микроавтобусов, которые опасно пристраиваются к ночи на этих стоянках...

- Да, все кричит о том, что проезжие части улиц не могут быть отягощены парковками. Парковки могут обустраиваться только за красной линией проезжей части - на ее параллельных проездах или на территориях, прилегающих к объектам социального назначения. И все!

При этом парковочные карманы по нормам должны иметь глубину в 5,7 метра, плюс еще 50 см от кромки проезжей части улицы.

Выбитые на газонах вдоль магистральных улиц парковочные карманы - это просто ужас, градостроительное, архитектурное, эстетическое убожество, за которое кто-то должен все-таки понести ответственность.

- Я бы уточнила: понести уголовную ответственность, претенденты на которую определяются легко. По действиям, которые они предприняли вопреки российскому законодательству и в ущерб интересам граждан. И по бездействию тех высокопоставленных лиц в структурах власти, которые были обязаны пресечь беспредел в самом зародыше.

- Учиться у других, внедрять давно разработанные специалистами способы организации городского пространства нашим чиновникам не с руки, потому что они влекут за собой строгие методы контроля со всех сторон, в том числе финансовых...

- А вообще, организация парковок на платной основе в границах улицы возможна?

- Абсолютно невозможна! Невозможна по закону. И никаких исключений!

Сегодня парковки необходимо организовывать в местах размещения социальных объектов с массовым их посещением жителями (банки, магазины, медицинские, увеселительные учреждения и т.д.), что предусмотрено вышеупомянутым сводом правил градостроительства и градопроектирования.

Парковки не могут быть платными, так как они размещены в зоне проезжей части улиц, тем более магистральных.

- Кстати, какие улицы в Ставрополе относятся к магистральным?

- Пишите. Улицы 50 лет ВЛКСМ, Лермонтова, Доваторцев, Мира, Пирогова, Кулакова, Ленина. Все они предусмотрены генпланом города, в разработке которого участвовали институты градопроектирования, в том числе «Ставропольгражданпроект».

- Борис Михайлович, вы участвовали в реконструкции либо проектировании основных магистральных улиц города. Что же сегодня мы там видим? Всё застроено до проезжей части улиц в пределах красных линий.

- Это моя самая большая боль - боль человека, проработавшего в «Ставропольгражданпрокте» более четверти века. И, разумеется, в страшном сне не мог предположить, что после развала Советского Союза начнется такой градостроительный беспредел - начнут застраиваться все подряд участки, относящиеся к улично-дорожной сети. То, что творится в последние годы, - это вакханалия.

В прошлом году правительство Медведева направило в регионы большие средства на ремонт дорог. Огромные средства оказались и у команды Джатдоева - Савельева, которые тут же, ускоренными темпами, начали широкомасштабный ремонт улично-дорожной сети городских магистралей - Пирогова, 45-й параллели, Доваторцев, транспортной развязки улиц Доваторцев - Тухачевского - Космонавтов и т.д.

- Понимаю, о чем вы говорите, Борис Михайлович. В разгар спешного «освоения» федеральных денег в редакцию попало ваше письмо на имя руководителя комитета городского хозяйства Сергея Савельева. В письме вы даете жесткую оценку того, как безобразно, безответственно ведется этот капитальный ремонт дорог, которому он дал зеленый свет. Вы пишете, что «работы выполняются незаконно, в нарушение гражданского и градостроительного законодательства».

- Администрация производила не только ремонт, но и реконструкцию улиц, все работы выполнялись без проекта, в нарушение уже существующих рабочих проектов, без согласования с разработчиком.

- Иными словами, работы велись просто с кондачка и, как уже видно сегодня, повлекли за собой прямо-таки вредительские последствия для города и горожан, условия жизни для которых создали хуже, чем они были до этого.

 - Именно так. Ведь не все выполненные работы обеспечивают безопасное движение транспорта, пешеходов и  нормативно-эксплуатационные характеристики дорожной одежды (многослойное покрытие. - Авт.) проезжей части улицы, которая после этого не прослужит положенных пяти лет.

- В письме к Савельеву вы даете подробный анализ многочисленных нарушений законодательства в работах по капремонту каждой улицы, подвергшейся, по существу, злостным видоизменениям. Хотя бы вкратце реасскажите о них горожанам.

- К сожалению, денежный поток, свалившийся с неба, не был использован для решения тех проблем улично-дорожной сети, которые назревали годами и не решались из-за отсутствия средств.

Например, при расширении проезжей части улицы не производились работы по переустройству дождеприемных колодцев, особенно в местах пешеходных переходов через проезжую часть улицы, перед остановками общественного транспорта. Да и проезжая часть после так называемого «ремонта» осталась без отвода дождевых стоков. А существующие колодцы оказались прямо на проезжей части улиц, из-за чего будет разрушаться покрытие, и они станут опасным препятствием для движущегося транспорта.

А ведь в проектах улиц, прошедших жесткую экспертизу, предусматривается обязательная реконструкция ливневки.

Страшно смотреть, как на кругу улиц Тухачевского и Пирогова люди с сумками, колясками, с детьми на руках пытаются пройти на пешеходном переходе через огромную лужу, которая во время дождей здесь пропишется навечно. Люди лезут в грязь, на размокшие газоны, обходя половодье.

Многие тротуары вплотную сдвинули к дороге, некоторые пешеходные дорожки вообще сделаны ниже дороги и тоже стоят в воде.

- И дураку понятно: если администрация вбухивает в эту дыру огромные средства, избегая аргументировать их документально - через существующие проекты реконструкции улиц, значит, дело здесь нечисто.

Полагаю, что таким образом бесследно «зарыли» десятки и десятки миллионов рублей, которые пойдут на «благодарности» тем, кто закрывает глаза на чудовищные манипуляции.

- Мне трудно с вами не согласиться. У городской администрации нет абсолютно никакого права менять проекты, прошедшие экспертизу. Но они игнорируют мнение специалистов. Обеспечивая себе свободу рук, то есть когда не надо ни перед кем отчитываться за расходование колоссальных средств - куда их тратить, они обсуждают в узком кругу.

- Только ли денежную составляющую имеет отказ группы Савельева - Джатдоева работать по проектам специалистов «Ставропольгражданпроекта»?

- Деньги - деньгами, но работы без проектов - это и уход от ответственности за  целесообразность и качество выполненных работ, за те огромные средства, которые свалились с неба, и за них и спросить не с кого.

Ведь дорожникам не представили никакой документации, а значит, какой с них спрос. А чиновники с невинным видом будут кивать на дорожников: мы, мол, ни при чем, это строители дров наломали…

- А что, разве в нашем Белом доме ничего этого не видят? Что там за политика?

- Не знаю, что там за политика, но скажу определенно: я делал попытки обратить внимание на происходящее беззаконие ряда высокопоставленных лиц. Знаете, что мне отвечали?

- И что же?

- Мол, мы не имеем права вмешиваться в дела муниципалитетов, они самостоятельны в своих действиях...

- Какая, однако,  дикость: видеть, как бездарно тратят народные деньги, - и отводить бегающие глазки в сторону?! Этих господ тоже, что ли, «отблагодарили»? Или им плевать на то, что происходит в родном городе? Не собираются в нем жить? Уедут к своим детям в лондоны?

- Ну мы-то с вами останемся в Ставрополе. Потому так и болеем душой за его будущее.

- Интересно, как отреагировал на ваше обращение г-н Савельев, которого вы просили о личной встрече?

- Представьте, он даже не ответил на мое письмо. Ни письменно, ни устно. Меня это, конечно, оскорбило и расстроило. Ведь дело-то огромной социальной важности: речь идет о сохранности безопасной комфортной среды обитания краевой столицы, которая вдруг оказалась в руках самоуправных, непрофессиональных людей.

- Ничего себе хамство! Опытного специалиста по проектированию улично-магистральных сетей в городе игнорирует чинуша, не сделавший для города и сотой доли того, что сделали вы!

- Так ведь речь идет даже не о морали, а о прямой обязанности чиновника давать ответ тем, кто к нему обращается, тем более по градостроительным и планировочным вопросам, важнее которых в силу его должности у него попросту нет.

- Но ведь сам Джатдоев подписал распоряжение еще в ноябре 2012 года (л75-р), которым создавалась рабочая группа по развитию улично-дорожной сети и общественному контролю за ее реализацией.

- В состав этой группы включены и вы, Борис Михайлович, по согласию с институтом «Ставропольгражданпроект».

- Распоряжение-то Джатдоев подписал, но, видимо, для отвода глаз. Он не собрал ни единого заседания рабочей группы, состоящей из сотрудников администрации и специалистов проектных институтов. Администрация избегала, как уже говорилось, любого контроля за расходованием средств как со стороны специалистов, так и общественности. Притворства в этом деле много, все было просчитано.

- Вы рассказывали мне, что такой же «платнопарковочный процесс» и с той же фирмой был запущен три года назад в Краснодаре. Какие там итоги?

- Итоги самые печальные. Нашим соседям этот проект создал острейший узел транспортных проблем, создал небывалую социальную напряженность. Ситуация близка к коллапсу. И все это, как говорят, стало причиной смещения с поста мэра Евланова - покровителя парковочных фокусников.

- Интересная информация, я о ней не знал. Но то, что транспортный коллапс, провоцируемый произвольными парковками на проезжей части магистральных и районных улиц, грозит и Ставрополю, это абсолютно точно. Боюсь, что он наступит куда быстрее, чем в Краснодаре.

- Потому и удивительно, на что надеются ставропольские фокусники, заключившие Соглашение все с тем же Бердниковым, бывшим высокопоставленным чиновником в администрации Краснодара?

- Может, думают, что, когда придет время отвечать, они успеют покинуть свои кресла. Но все-таки слишком уж заигрались, потому что «засеивают» город платными парковками точно так же, как и с капремонтом магистралей, пренебрегая имеющимися проектами реконструкций улично-дорожной сети.

Пренебрегают потому, что проекты накладывают категорический запрет на их незаконные, своевольные и опасные действия.

- Однако наша администрация изобразила, что якобы проводилась техническая проработка организации платных парковок неким ставропольским ООО «Гелиотелс». И этой рабочей документацией краснодарские дельцы трясут в суде (о чем расскажем в следующем номере). В преддверии сегодняшней встречи мы передали вам, Борис Михайлович, эту «документацию» для ознакомления. Что вы скажете?

- Скажу сразу: документацией эти бумаги назвать нельзя даже в приближенном виде. Многие листы - как детские рисунки, не считая снимка со спутника из Интернета... Для настоящего специалиста все это - макулатура. Ни на одном листе из этого пакета нет даже названия исследуемого объекта, нет обязательных данных, расчетов, ссылок на СНиПы, иные законодательные нормы.

Размещение парковок в зеленой зоне, занятых инженерными сетями, должно было быть выполнено с учетом их переустройства, что в так называемой «рабочей документации» не предусмотрено. Тогда на основании какого правоустанавливающего документа вообще разрабатывалась сеть парковочных мест? Нет в природе таких документов. А федеральное законодательство этого не позволяет.

- Но вообще вам известно, что это за фирма, кто ее специалисты?

- Никогда о ней не слышал. Сомневаюсь, что там работают специалисты, коль они не заморачиваются ни нормативными правилами, ни наличием существующих проектов уличной сети.

- А вот мы в открытых источниках нашли некоторые сведения об ООО «Гелиотелс» и поразились обстоятельствам его внезапного появления и мгновенного процветания. Об этом, задаваясь вопросами, пишет в сегодняшнем номере наш автор Елена Суслова (читайте ее материал «Авторов - на сцену!»).

- Конечно, парковочная «революция» требует отдельного расследования по всем аспектам - в первую очередь, кто и как ее творил.

- Надеюсь, что не слишком далеко то время, когда «творцы» ответят по Уголовному кодексу. Рада сообщить, что на этом настаивают некоторые краевые депутаты. Один из них по этому поводу с официальным запросом обратится на днях к новому краевому прокурору, ссылаясь в первую очередь на ваши данные, Борис Михайлович.

- Я готов в качестве специалиста дать разъяснения и в районном суде Ставрополя, который сейчас рассматривает антипарковочный иск жителей дома №299 по улице Ленина к администрации города и краснодарским фирмачам.

Что же касается прокурорской проверки изложенных в данной статье фактов и обстоятельств, то я настаиваю на личном в ней участии, чтобы они при формальном подходе не ушли как вода в песок. К сожалению, я уже имею горький опыт того, как надзорные органы Ставрополя, имея после проведенных ими проверок неоспоримые факты грубейших нарушений городскими чиновниками всех градостроительных норм, уводят их от ответственности самым очевидным образом.

- Давайте на этой интриге, Борис Михайлович, сегодня и остановимся. История, о которой вы сейчас упомянули, настолько потрясающая, что читатели будут шокированы. Но о ней мы расскажем в одном из ближайших номеров, назовем все «имена, пароли и явки». Хорошо?

- Согласен.

Интервью брала
Людмила ЛЕОНТЬЕВА
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Олег S (не проверено)
Аватар пользователя Олег S

Куда ни глянь,кругом мошенники,воры и казнокрады.
Среди чиновников,правоохранителей,и.. судей!!! Махровая коррупция и круговая порука десятилетиями процветают в России. Сплошные двойные стандарты. Не видно и лучика света в "конце тоннеля".
Никто из сильных мира сего не заинтересован в радикальных переменах. ..Система!

Добавить комментарий