Поиск на сайте

Выставка под таким названием открылась в краевом музее изобразительных искусств

 

Факт поразительный, о котором в России, однако, забывают: мы одна из самых многонациональных стран в мире, в которой проживает около 160 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, традициям, нравам.

 

Это вот национальное многообразие, запечатленное в живописи, графике, скульптуре, на днях представил краевой музей изобразительных искусств, заметьте, исключительно из собственных фондов. Экспозиция вместила целую плеяду художников Адыгеи, Карелии, Чувашии, Тувы, Калмыкии, Бурятии, Удмуртии, Башкирии, Коми, а также московских мастеров, побывавших в свое время на Крайнем Севере, Байкале, Чукотке и Камчатке и талантливо отразивших колорит этих загадочных мест.
Часть работ до 1962 года принадлежала Ставропольскому краеведческому музею, другие поступили из Государственного музейного выставочного центра. Эта московская организация, созданная при Министерстве культуры РСФСР еще в 1959 году и дожившая до наших дней, хотя и под разными названиями, хранила и распределяла лучшие произведения, отмеченные на республиканских и всесоюзных выставках.
Большинство представленных на выставке художников отмечены званиями заслуженных и народных. Но главное все же не в статусе, а в том образном языке, с помощью которого удалось рассказать об уголках огромной страны, ставших ее и сущностью, и лицом, и гордостью.
В окрестности Петрозаводска переносит картина карельского пейзажиста Суло Юнтунена «Бодрый день», большая часть наследия которого находится сегодня в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее. Небывалой популярностью работы художника пользуются на ведущих российских аукционах.
Да и как иначе, в поисках впечатлений Юнтунен заглянул в каждый уголок советской Карелии. Творческие командировки, организуемые Союзом художников, позволили побывать ему в Туве и Башкирии, на Дальнем Востоке и Кольском полуострове, проехать по Западной Сибири. К слову, «Бодрый день» – одна из лучших и наиболее ценных работ художника.
На берег живописного озера на севере Карелии приглашает нас Мюд Мечев (имя свое получил в честь популярного в те годы праздника Международного юношеского дня), народный художник России, чьи работы служат украшением Третьяковской галереи, Государственного Кремлевского дворца, Библиотеки национального Конгресса США, Собрания Ватикана.
Еще в студенческие годы, проведенные в Строгановском училище, начинающий художник завоевывает третье место во всесоюзном конкурсе на лучшие иллюстрации к «Калевале», карело-финскому эпосу. После учебы уезжает в Карелию, где выходит книга с его иллюстрациями из более чем двухсот акварелей и рисунков тушью. Позднее Мечев возвращается к «Калевале», но уже в совершенно новой для себя технике – гравюре.
В середине 1970-х художник берется за иллюстрации к «Повести временных лет». Книга из 150 гравюр, на которую ушло полтора десятка лет труда, фактически сразу же стала библиографической редкостью.
Последние годы художник работает над иллюстрированием Евангелия. По его собственному признанию, тема эта стала главной в его творчестве. Уже готова к изданию книга из трех сотен графических и станковых работ, дело, как водится, в спонсорстве.
Тувинскую тайгу, долины рек Уюк и Сарыг, озеро Кара-Хонь, удивительную красоту этих мест запечатлели мастера Кызыла и Москвы: Евсей Решин, Юрий Курский, Иван Туренко, Михаил Петров.
Причудливой поэтичностью и легкостью линий влечет графическое творчество башкирского художника Валиахмета Дианова. В его «Песне» табунщик играет на курае – традиционном инструменте башкир, вроде длинной дудки, завоевавшем большую популярность за эпическое, возвышенное звучание в горах. Название свое инструмент этот, к слову, позаимствовал у зонтичного растения с полым стеблем (курай, дягиль, дудник), которое и идет на его изготовление.
Живописная природа Башкирии вдохновляла известного мастера, народного художника СССР Бориса Домашникова. Индивидуальный почерк автора передает его картина «Дёмская осень» (по названию одного из районов Уфы).
Интересно и то, как художник отзывался о своем времени, – слова, много проясняющие в мировоззрении старшего поколения: «Я не считаю нашу эпоху напрасной – столько пережито и сделано. Могу ли я быть неблагодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Филиппо Липпи…»
Именно советское время предоставило столичным художникам уникальную возможность забираться в самые отдаленные уголки необъятной родины, создавая своего рода изобразительную летопись страны.
Так, Виталий Давыдов, побывав на Камчатке, оставил великолепное живописное свидетельство из жизни рыбацкого поселка. В это же время другой москвич Юрий Фролов открыл для себя Чукотку, запечатлев стойбище местных жителей. График Татьяна Прибыловская посетила Байкал и Нижнеангарск, оставив серию работ в ксилографии. Причем многие художники проявили себя не только как талантливые пейзажисты, выхватывая на новом месте саму суть, но еще в качестве создателей поразительно правдивых и трогательных в своем осмыслении национальных типажей.
Отдельное место на выставке занимает ныне подзабытый и трудоемкий портрет. Это циклы «Женщины Удмуртии» (отмечен Государственной премией им. И.Е. Репина и серебряной медалью Академии художеств СССР) Алексея Холмогорова и «Люди таежного поселка» Владимира Игошева, творчество которого связано с Ханты-Мансийским автономным округом, его обитателями – жителями тайги, оленеводами, охотниками. Портрет молодой ненки в линогравюре выполнил Анатолий Бухаров – выпускник Ленинградского института им. И.Е. Репина, много времени проводивший в поездках по Заполярью, сумевший собранный материал воплотить в сериях «Край мой северный» и «Люди тундры».
Не обошлось, конечно, и без близкого нам, но оттого не менее загадочного Северного Кавказа. Только если раньше музей выставлял картины, костюмы, товары народного промысла народов соседних национальных республик, то на этот раз решено было представить изобразительное искусство Адыгеи. Любопытно, что большинство работ адыгейских мастеров выполнено в техниках на металле, идущих от традиционных ремесел. Необычайная сюжетная насыщенность и символика отражена в графике Махмуда Тугуза, Абдулаха Берсирова, Теучежа Ката, Феликса Петуваша.
Для тех, кто интересуется национальным колоритом России, выставка стала настоящим кладезем. Для этого сотрудники музея специально даже подготовили словарь пояснений к тому, что изображено в картинах и их названиях: калевала, сапетка, джамба, сарлык, чебызга, кыл-кубыз, сорнай, дунгур.
Еще одним сюрпризом экспозиции стало то, что она вобрала в себя редкие по нынешним временам техники печатной графики. Помимо знакомого по работам современников офорта, здесь представлены монотипия, акватинта и совсем редкий вид углубленной гравюры меццо-тинто (требуемое в оттиске изображение создается за счет разной градации светлых участков на черном фоне, а достигаемые эффекты невозможно получить другими «тоновыми» манерами).
Так что интересно будет любому – хоть обывателю, хоть профессионалу.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях