Поиск на сайте

 

 

Полемические заметки ставропольского учёного и философа Владимира Грузкова

 
Эти заметки «навеяны» прошедшим в декабре минувшего года Ставропольским Форумом Всемирного Русского Народного Собора. Событие это было для региона масштабное: в его работе приняли участие около 500 экспертов из регионов России и ближнего зарубежья; было аккредитовано 14 телеканалов, около 20 печатных изданий. Событие по-своему и знаковое - впервые за последние годы на таком уровне нравственная личность рассматривалась как основа государства.
 
Особое внимание на форуме было уделено теме русского мира. При этом рассматривалась она не через противопоставление «кого-то кому-то» или поиск того, кто «хуже», кто «лучше», - главным для участников было выявить, что объединяет русских с другими народами России.
Выступающие с тревогой говорили о снижении общей роли русского мира в стране и за ее рубежами и справедливо связывали это с продолжающимся «исходом» русских из «окраин» бывшего СССР и «уголков» современной России.
У этого процесса, наряду с другими, есть причины исторического порядка. Десятилетия назад увлекаемый идеологией пролетарского интернационализма и чувством взаимопомощи, русский человек ехал на «окраины» и нередко с риском для жизни выполнял свою историческую миссию: учил и врачевал людей, помогал строить заводы и фабрики, создавать школы, университеты, академии, театры, готовить кадры для национальных экономик.
Однако события последних десятилетий воспроизвели так называемый «эффект обратного действия»: русские вынуждены уходить из мест, ставших для них «второй» малой родиной. И неважно, сознательно или бессознательно их вытесняют, - проигрывают все.
Безусловно, по большому счету, мы имеем дело с несовершенством человеческого мира. Тем не менее вопрос не снимается: почему русские  для «кого-то» стали лишними?   Эта ситуация влияет на поведение националистических элементов и в границах современной России.
Но если всем понятно, что отрицательная энергия здесь нагнетается не народами, а отдельными группировками от «имени народов», то это вовсе не избавляет данную проблему от соответствующего внимания науки, политиков и общественности.
Мы живем в постоянно изменяющемся, взаимосвязанном мире, в котором ничего не проходит бесследно, особенно в такой чувствительной области, как этнические верования, привычки, традиции и эмоции. Любое противоречие, если оно не находит своевременного разрешения, может иметь непредсказуемые, трагические последствия.
Одни ищут истоки разрастающихся конфликтов на этнической «почве» в развале СССР, когда русские по объективным причинам оказались самым разделенным народом.
Другие - в непродуманности национальной политики в СССР, носившей, по их мнению, антирусский характер (эта точка зрения по форме незатейлива, а потому привлекательна для русских националистов).
Третьи усматривают в происходящем происки зарубежной и внутренней «закулисы», которая работает на ослабление русского народа в надежде на то, что природные богатства «лишатся» исторического хозяина и этим богатством можно будет распорядиться по-своему усмотрению.
Четвертые же считают, что во многом виновата российская власть, которая по непонятным причинам самоустранилась от реальной национальной политики.
 
На секции, в ее кулуарах были озвучены и другие причины снижения нравственного потенциала русского мира. В частности, критике подвергалось пренебрежительное отношение к качеству обучения русскому языку, навязывание населению конфликтных аспектов в истории взаимоотношений между российскими  этносами. 
Ложку дегтя привносят комедианты разного пошиба (в кино, на сценах, ТВ), в чьих выступлениях в качестве основного творческого достижения нередко демонстрируется зубоскальство на тему неких якобы от природы присущих русскому народу слабостей -  повальной склонности к бунту, лени и пьянству. Но как-то особо не напоминается, сколь огромен вклад русского народа в превращение аграрной страны в индустриальную державу (СССР).
Снижение нравственного и других потенциалов русского мира нельзя не связывать и с тем, что наиболее креативные русскоязычные профессионалы продолжают покидать пределы России и успешно трудиться на благо других стран в научных организациях, системах образования, на предприятиях и в фирмах.
Только в США и Германии «колонии» русскоязычных граждан составляют (каждая!) более трех миллионов человек. Среди них работники культуры, мастера и  примы различных видов искусства, своим творчеством духовно обогащающие население других стран.
В итоге, по разным подсчетам, на 2012 год общая сумма созданного и приобретенного  Западом за счет иммигрантов из России превысила два триллиона долларов! При этом многие наши потери не измерить валютой. Как известно, мозги профессионалов высокого уровня представляют самовозрастающую стоимость.
Трудно даже представить, сколько в нашей стране можно было сделать позитивного (в том числе и в национальных отношениях), если бы эта сумма была реализована в интересах России. Творческие люди воспроизводят креативную среду. И там, где таких профессионалов становится меньше, образуется все больше простора для торжества серости и убогости.
 
Возникает вопрос вопросов: как объединить людей вокруг русского мира? Ведь без настоящего единства народов идея благополучного, свободного и безопасного существования в современном противоречивом глобализирующемся мире становится крайне проблематичной.
Искать ответ следует не в призыве к спасению русских или чему-то в этом духе (что фактически больше унижает, чем возвышает любой народ, как, к примеру, бесконечное воспроизведение исторических обид и т.п.).
В основе решения проблемы должно лежать утверждение в теории и практике идеи о том, что дело русского мира – это дело всех народов и звеньев общества, и в этом единстве, что не однажды подтверждала история, нам все по плечу.
Но само по себе ничего не произойдет. Необходимо поднимать роль русского мира. Между тем мы видим, что в школьных программах снижается количество часов на преподавание русского языка, ученикам преподносится выхолощенная русская литература, из которой убирается та ее часть, что несет в себе идею совести и служения обществу, народу.
Уже не говорю о русской песне. При нынешнем положении вещей на том же ТВ даже творчество известной всему миру певицы Людмилы Зыкиной (и направление в искусстве, ею представляемое) признается неформатным. Куда девались рязанский, калужский, другие областные хоры – «полпреды» русского мира в душах людей?
Почему так редко звучит гениальное песенное творчество великого русского музыканта и гражданина Александры Пахмутовой, других выдающихся композиторов? Ведь такие художники создают произведения не для «кого-то», а для всех, они умеют выразить то, что объединяет людей, вызывает чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родной страны.
Нуждается в осмыслении и социальная сторона жизни людей. Как справедливо говорил религиозный философ Николай Бердяев: «Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех, и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей полноте.  Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен. Это цинизм, справедливо вызывающий атеистическую реакцию и отрицание духа».
Сегодня суть этого вопроса обращена к необходимости подумать о «соединении» материального и духовного потенциала России. Для начала сократить разрыв (он до неприличия превысил пределы безопасного существования населения) между бедными и богатыми; создать нормальные условия для эффективного всеобщего труда и воспроизводства качественного человеческого капитала; кардинально расширить деятельное поле русского мира в школах, институтах, искусстве.
 
Владимир ГРУЗКОВ,
доктор философских наук
Ставрополь


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий