Поиск на сайте

 

«Кавминводыавиа» могут сменить хозяина. Выиграет ли от этого Ставрополье?

 

Госкорпорации в России растут как на дрожжах и все, как одна, бьются за право обладания вожделенными кусками госсобственности. Недавно эти «ветры перемен» обдали и Ставрополье: один из взращенных Кремлем монстров, госкорпорация «Ростехнологии», намерена овладеть крупнейшим предприятием края - компанией «Кавминводыавиа».
 

В конце минувшего года руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, компании созданной на базе ФГУП «Рособоронэкспорт», направил в правительство РФ ряд бумаг с предложением передать ему более 300 предприятий, половина которых относится к категории стратегических, а две трети участвуют в выполнении гос-оборонзаказа.
По оценкам экспертов, суммарная стоимость желаемых активов превышает $30 млрд. В частности, госкорпорация претендует на пакеты принадлежащих правительству акций пяти авиакомпаний и шести ГУПов, одним из которых являются «Кавминводыавиа».
В краевом министерстве промышленности, транспорта и связи «Открытой» подтвердили, что вопрос о передаче «Ростехнологиям» «Кавминводыавиа» сегодня вовсю обсуждается на федеральном уровне. Правда, будет ли он решен, зависит исключительно от лоббистских усилий госкорпорации. Для начала в «Ростехнологиях» планируют преобразовать переданные предприятия в акционерные общества, а затем объединить в холдинг, действующий под единым брендом.
Если правительство и президент одобрят этот мегапроект, в России в скором времени появится еще одна структура с парком в двести единиц авиатехники и несколькими аэропортами, в частности в Минеральных Водах и Ставрополе. Под контролем компании окажется не менее 10% грузовых и пассажирских перевозок в стране, и, таким образом, она составит конкуренцию всесильному «Аэрофлоту».
«Если все сведется к установлению контроля над денежными потоками - гражданская авиация имеет высокий оборот средств - то финал будет весьма плачевный, - рассуждает главный аналитик московского агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Кроме того, создав еще одного авиамонстра в дополнение к «Аэрофлоту», государство не только не сможет оживить проблемные авиакомпании, но в результате сократит объем авиаперевозок в стране, который и так невелик».
О создании в стране крупного государственного авиаперевозчика, реального конкурента «Аэрофлоту», Кремль мечтает давно. Поначалу, года три назад, на эту роль прочили госкомпанию «Россия», которая вот-вот якобы должна была «поглотить» три ФГУПа - «Оренбургские авиалинии», «Учебно-тренировочный центр» и «Кавминводыавиа».
Предполагалось даже, что принадлежащие им аэропорты предварительно выделят в самостоятельные юридические лица, чтобы новая компания могла полностью сконцентрироваться на транспортных услугах.
Планы у «России» были амбициозные: как минимум наполовину обновить парк самолетов, заметно расширить количество рейсов, выйти на новые рынки. Бизнес-план прошел все согласования в Минтрансе РФ, но проект в итоге остался на бумаге. А теперь вот уже сама «Россия» вместе с другими компаниями, на которые еще недавно имела виды, готова влиться в структуру куда более мощную - «Ростехнологии». Впрочем, практика такова: если в корпорации созрела идея, говоря официальным языком, «консолидировать» ту или иную отрасль, помешать ее осуществлению невозможно.
Так, несколько лет назад «Ростехнологии» купили полуживой «АвтоВАЗ», затем крупнейшую в мире титановую корпорацию «ВСМПО-Ависма» и несколько производителей вертолетов, на базе которых создали холдинг «Оборонпром». Параллельно с приобретением авиакомпаний в «Ростехнологиях» вынашивают планы по созданию танко-, двигателе-, ракетостроительного и химического холдингов, а также по контролю над «Объединенной авиастроительной корпорацией», «Объединенной судостроительной корпорацией» и «КамАЗом». В общем, в страсти к массовому приобретению активов госкорпорации не откажешь. Виктор Глухих, экс-президент НПО «Сатурн» (предприятие по изготовлению двигателей для гражданской авиации), которым в свое время также активно интересовались «Ростехнологии», на этот счет заметил: «Если занимаешься технологиями, то надо ими и заниматься, а не браться за все, начиная с геологоразведочных работ и заканчивая космосом». Однако подобные выпады президента госкорпорации Сергея Чемезова, видимо, не смущают: «Кто, если не мы? Нас всегда зовут туда, где трудно, туда, где нужно сдвинуть работу с мертвой точки».
Стоит заметить, что консолидация аэропортового и перевозочного бизнеса в одних руках, о чем мечтают в «Ростехнологиях», противоречит декларируемой политике государства, последовательно разделяющего эти виды деятельности. Помнится, лет семь назад, «Кавминводыавиа» не поладили в чем-то с авиакомпаниями, самолеты которых приземлялись в Минераловодском аэропорту. Тогда Министерство по антимонопольной политике предложило принудительно разделить авиакомпанию, выделив из нее оба аэропорта в самостоятельные юридические лица.
Госкорпорация, кроме того, намерена сосредоточить в своих руках топливозаправочный бизнес в аэропортах, для чего создала уже профильную дочернюю компанию «ТС-Аэро». Одним словом, очень уж попахивает нездоровым монополизмом и ограничением конкуренции.
Недвусмысленно об этом уже высказалась министр экономики РФ, член наблюдательного совета «Ростехнологий» Эльвира Набиуллина: «Искусственное создание мощного игрока может нарушить условия честной конкуренции на авиарынке».
В свою очередь руководитель Росимущества Валерий Назаров выступил против передачи госкорпорации дальневосточных авиакомпаний, а глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев дал знать, что его ведомство будет «пристально следить за действиями госкорпорации».

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ

 

 

Мнение экспертов

 

 

Ольга МАКСИМЕНКО, пресс-секретарь «Кавминводыавиа»:
- Возможная передача авиакомпании «Ростехнологиям» обсуждается, однако о сроках и форме этой сделки, пока неизвестно. В этом вопросе много неопределенного: проект не имеет бизнес-плана (будет ли предприятие филиалом или самостоятельным юридическим лицом), непонятно, что произойдет с авиационно-технической базой, например, разделят ли перевозочное и аэропортовое направления. Многое, конечно, зависит от возможностей и намерений самой госкорпорации. Но если будут какие-то изменения, мы обязательно об этом сообщим.
Борис ОБОЛЕНЕЦ, руководитель комитета по экономике краевой Думы:
- Вместо того, чтобы заниматься повышением эффективности авиакомпаний, государство перекладывает их из одного кармана в другой. Менеджмент компаний далеко не на высоте. Например, в «Кавминводыавиа» прошлой осенью «забыли» продлить лицензию на эксплуатацию ставропольского аэропорта, после чего он около двух недель не работал. И ведь никто не понес наказание!
«Ростехнологиям», если они станут владельцем предприятия, придется бросить на «Кавминводыавиа» немало усилий - огромных вложений требует аэропорт Ставрополя, надо расширять рекламную кампанию, повышать качество услуг. Но если государство не занимается этим сегодня, наивно полагать, что после свершения сделки на «Кавминводыавиа» прольется золотой дождь. Лучше бы компанию продали в частные руки, например, тому же «алюминиевому» королю Олегу Дерипаске, который не так давно приобрел аэропорт Сочи.
Ставрополье - курортный регион с огромным потоком туристов, а потому у «Кавминводыавиа» огромный потенциал. Но он, увы, не реализован.
Владимир РОХМИСТРОВ, руководитель краевого управления Федеральной антимонопольной службы:
- Концентрация государственной собственности в руках монополий, на мой взгляд, - это тупиковый путь. Переход «Кавминводыавиа» в состав более крупной госструктуры может сопровождаться рядом проблем. Например, если предприятие будет преобразовано в филиал, все налоги автоматически будут отчисляться в Москву, а это - серьезный удар по бюджету края. К тому же, став частью холдинга, компания может потерять какие-то из своих лучших качеств.
Так, например, произошло с краевой «Электросвязью», которая была одним из лучших операторов юга России, а став частью кубанской ЮТК, оказалась в числе середнячков.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях