Поиск на сайте

 

 

Страна и нация возродятся, когда восторжествует вера в добро и справедливость, считает преподаватель Ставропольского строительного техникума Сергей Новиков

 

Проблемы нравственности, духовности, поиска идеалов, патриотизма, воспитания молодого поколения сегодня стоят неимоверно остро. А ведь о червоточинах нашего общества, подверженного упадочничеству, безыдейности, духовной вялости и робости, ряд писателей и поэтов заявили еще лет сорок назад.
Поэт-фронтовик Александр Межиров писал:
Строим, строим города
Сказочного роста.
А бывал ли ты когда
Человеком просто?
Всё долбим, долбим, долбим,
Сваи забиваем.
А бывал ли ты любим
И незабываем?
Не оставляя современникам шансов на возражение, обреченно вторит старшему товарищу Владимир Соколов:
Ничего от той жизни,
Что бессмертной была,
не осталось в отчизне -
Всё сгорело дотла.
С тех пор нация пережила крах Советского Союза и «лихие 90-е» - так это время именуется даже в официальной риторике. Стали расхожими слова: «Метили в коммунизм, а попали в Россию». С приходом к власти Владимира Путина в стране, казалось, наступила стабильность.
Но очень скоро выяснилось: долгожданное спокойствие таит в себе массу неприятностей и катастроф. Так, по данным ВЦИОМа за 2008 год, лишь 17 процентов россиян признают справедливость и эффективность нынешнего социально-политического строя. Ну что ж, хотели капитализм - получили его. Только вот какой-то своеобразный он у нас.
При всех недостатках капитализм - строй производительный. А российская буржуазия в массе своей ничего не создает. Выжимая остатки из случайно перепавшего ей в наследство советского производственного потенциала, новые русские вывозят капитал зарубеж, где и сами не прочь предаться без-удержным утехам и развлечениям.
Первые признаки падения нравственности, проявившиеся в годы застоя, в современном обществе приняли размах катастрофический. Рушатся сами основы духовности. И если экономику мы еще когда-нибудь, дай бог, поднимем, то возродить нравственность нанотехнологиями и модернизацией, увы, не удастся. 
Время упущено, золотой телец правит бал -  с размахом, весело и шумно. Вовсю насаждается культ жизненного успеха. Не смог пробиться в жизни, значит, ты лузер, то есть неудачник. Не случайно, думаю, православный тезис о том, что судьба посылает испытания наиболее достойным людям, а страдания просветляют и очищают духовно, разделяет лишь пятая часть россиян. Тогда как 40 процентов наших граждан готовы подписаться под протестантским тезисом: «Судьба наказывает нас страданиями за грехи».
И дело тут не в близости к той или иной религиозной системе, а в образе нового, не свойственного для нас мышления, навязанного за какие-то несколько лет постперестроечного периода. Что из этого вышло, известно.
Власть, конечно, извлекает из ситуации уроки. Вот только принимаемые меры настолько неуклюжи и беспомощны, что говорить о них всерьез не имеет смысла.
Возьмем, к примеру, борьбу с коррупцией, объявленную президентом и широко, с энтузиазмом подхваченную на всех уровнях властной вертикали. Ну кто, скажите, сомневается в том, что главные мздоимцы, по ком горючими слезами плачет тюрьма, это не рядовые врачи, милиционеры, преподаватели, а те, кто наделен огромным состоянием и властью! 
Но борьба с коррупционерами развернулась исключительно в низах, в то время как верхи по-прежнему творят свои черные дела.
Этот год в России объявлен Годом учителя. И вновь наше образование ждут реформы, которые, по соображениям федеральных чиновников, должны кардинально улучшить положение педагогов и учащихся. Но, как и раньше, власть не спрашивает мнения тех, ради кого она, собственно, и старается. А сколько умных слов изрекается с высоких трибун:  модернизация, компьютеризация, подушевые нормативы, оптимизация, дистанционное и модульное обучение - и отчеты, отчеты, отчеты...
Сколько копий было сломано вокруг внедрения ЕГЭ, а какой результат? Коррупция в сфере образования выросла многократно, не говоря уж о том, что детей отучают самостоятельно мыслить. Кто-то взял на себя ответственность за итоги этого циничного, варварского и унизительного эксперимента? Тишина и покой царят во всех сферах, будто всё идет по плану и повода для волнений нет.
Когда, наконец, будет повышен социальный статус учителя? Когда преподавателю  повысят зарплату - хотя бы до того уровня, чтобы он не ходил в штопаных портках, не думал о куске хлеба, мог позволить себе изредка покупать книгу, подписаться на два-три журнала, необходимые в работе? И тут глухое молчание верхов.
С учениками ситуация еще хуже. По стране работает до полутора тысяч специализированных школ и 16 тысяч коррекционных классов для умственно отсталых ребят. Общая заболеваемость школьников за последние несколько лет выросла в среднем на 17 процентов. Не более трети ребят способны полностью усваивать учебную программу. Это беспокоит реформаторов?!
Ученики перестали читать. А ведь каждый из нас, по словам русского философа Ивана Ильина, «есть то, что он читает». Известно, что характерными чертами подростков являются склонность к теоретизированию, максимализму, личностному эгоцентризму. Проще говоря,  ребятам нужен герой, кумир. Если раньше мальчишки и девчонки своего героя, полного чистых помыслов, с активной жизненной позицией, стремлением менять мир к лучшему могли найти в  книгах и фильмах, то сегодня пример брать не с кого. На нынешнем ТВ свобода слова приобрела свободу слива нечистот.
Те «образцы» (секс-символы, стильные мачо, крутые братки), что пришли на смену Павке Корчагину и Зое Космодемьянской, пугают до дрожи: что будет с нацией лет этак через десять-двадцать?! Как заметил академик Сергей Капица, будучи приглашенным в правительство, управлять страной идиотов проще, только вот будущего у нее нет.       
Скоро грядет великая  дата - 65-летие Великой Победы, - и в этой связи хотелось бы  поделиться своими наблюдениями, непосредственно связанными с реформой образования. 
Недавно я поинтересовался у своих студентов, вчерашних выпускников школ, кто из них знает героев партизанского движения в стране и крае?
Из восьми групп по 30 человек в каждой только в двух смогли назвать одно-два имени. Некоторые вообще недоуменно переспрашивали, кто такие партизаны. Комментарии, полагаю, излишни. Но вина в сложившемся положении лежит не только на школе, но на всем обществе в целом, где стараниями политиков, историков, журналистов были исковерканы факты, забыты имена героев, отринуты прежние ценности.
Да, проблем ворох. Но начинать надо, считаю, с непредвзятого переосмысления исторических событий. Не вбивать гвозди в сознание молодежи, не рисовать лубочные картинки в угоду правящей элиты, а представить прошлое страны в сомнениях, рассуждениях, спорах, точках зрения, версиях, где в равной степени должны быть отражены как победы, так и ошибки живших до нас поколений.
Верное, честное изучение истории нужно нам не для того, чтобы потревожить могильный прах предков, а чтобы, как писал профессор Московского университета Тимофей Грановский, «укрепить подверженное бесчисленным искушениям нравственное чувство живых, усилить их шаткую веру в добро и истину».

 

Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории
Ставропольского
строительного техникума



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий