Поиск на сайте

Если Россия и впрямь решит крепко задружить с Казахстаном, проект морского канала «Евразия», половина которого проходит по территории Ставрополья, станет реальностью

 

На минувшей неделе центром политической и экономической жизни страны стал Санкт-Петербург, где одновременно прошли саммит глав стран СНГ и XI Международный экономический форум. В первый же день работы форума состоялась презентация 82 проектов Юга России (в том числе ставропольских), и самым мощным из них, конечно же, стал «президентский» - «Сочи-2014».

 

В рамках форума развернулись две выставки: инновационных достижений и региональных инвестиционных проектов. В первой наш край представляла компания «Мирком», презентовав транспортную навигационную систему – бортовые компьютеры, настроенные на прием спутниковых сигналов систем ГЛОНАСС и GPS. Объем инвестиций по проекту оценивается в 56 млн. рублей.

На инвестиционной экспозиции нашим «коньком», затмившим своим размахом даже создание особой экономической зоны на КМВ, стало строительство международного морского канала «Евразия» между Черным и Каспийским морями. Замысел уходит еще в глубь советской эпохи, а в наши дни с этой идеей выступил Южный научный центр РАН и Фонд транспортных проектов при Международном Конгрессе промышленников и предпринимателей. (И хотя другие инвестиционные проекты, презентованные на ставропольской экспозиции, менее масштабны, в общей сложности они «потянули» на приличную сумму в 30 млрд. рублей.)

Идею строительства канала на радость ставропольской делегации поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Страны Центральной Азии не имеют, к сожалению, свободного беспрепятственного выхода своих товаров к мировому океану. Этот доступ, причем беспрепятственный, может обеспечить Россия, и знаковым проектом может стать строительство судоходного канала от Каспийского моря к Черному морю. По данным экспертов, канал был бы на тысячи километров короче Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию». Вот уж не думали, что лоббистов надо искать не в Кремле, а в странах Содружества!

Линия канала должна пройти по маршруту: порт Азов - Азовский канал - Веселовское водохранилище - Пролетарское водохранилище - озера Кумо-Манычской впадины - Чограйское водохранилище и далее по границе Ставропольского края с Калмыкией и Дагестаном, расширяя и углубляя русло реки Кума вплоть до Каспия. Длина его составляет 650 километров (290 из них на территории края), ширина 70 метров, а глубина 16 метров, так что на большей его части можно эксплуатировать суда класса «река-море». Примерная стоимость проекта 4-4,5 млрд. евро.

Ну, с Казахстаном всё ясно, ему позарез нужны альтернативные экспортные маршруты, но зачем России тратить баснословные деньги на столь сомнительный проект? Не лучше ли привести в порядок существующие автомагистрали или повысить пропускную способность железных дорог? Адепты проекта, среди которых и губернатор Александр Черногоров, в голос уверяют, что в стране, с ее необъятными просторами, крайне слабо развиты транспортные сети (с чем не поспоришь), и для Юга страны такими «пустырями» как раз и являются огромные территории от Астрахани до Махачкалы.

Главным-де преимуществом проекта является выход Узбекистана, Таджикистана на европейский рынок, а транспортировка казахстанской нефти и завозимых через Иран китайских товаров превратит канал в центральную транспортную артерию на Юге страны. Учитывая географическое положение Ставрополья, связывающего торгово-экономическими отношениями все республики Северного Кавказа, проект заметно-де улучшит инвестиционный климат региона, укрепит его роль в развитии экономики страны в целом. Новый транспортный коридор создаст реальную конкуренцию уже существующему евроазиатскому пути, соединяющему Турцию и Китай, но объединяющему водный и железнодорожный пути, что не очень-то удобно.

Кроме того, канал можно будет использовать для разведения рыбы и развития промышленности сразу в четырех «южных» регионах - на Ставрополье, в Калмыкии, Дагестане и Ростовской области. Необходимость возведения мостов и гидросооружений при строительстве канала позволит оздоровить восточные районы края, где от безработицы изнывает едва ли не половина населения.

Вместе с тем экологи бьют тревогу, убеждая, что канал представляет серьезную угрозу особо охраняемым природным территориям Северного Кавказа, иными словами, напрочь угробит хрупкую экологическую систему региона.

По мнению ряда ставропольских специалистов, строительство неминуемо нарушит сток подземных вод и тогда уже никому не под силу будет остановить заболачивание местности в районе Приманычской впадины, где навсегда исчезнут излюбленные места гнездования водоплавающих птиц.

Стоит напомнить, что нынешний проект уже не первая попытка построить в наших местах нечто аналогичное и с размахом. Так, в 30-е годы прошлого века от устья Дона до озера Маныч-Гудило (Пролетарское водохранилище) уже строили пригодный для морского судоходства Манычский канал. В документах того времени значилось, что канал даст возможность создать новый хлопковый район, по своим размерам равный площадям хлопковых посевов Средней Азии. Но, развернув грандиозную стройку, работы на полпути неожиданно свернули. Как бы то ни было, качество воды в Маныче и Доне после этого заметно испортилось.

Неудачей закончилась и другая стройка, когда в начале 90-х на границе Ставрополья и Калмыкии хотели соорудить канал «Волга - Чограй». Прокопав около полусотни километров, на проекте поставили жирный крест, однако все же успели «занести» в Красную книгу сайгаков, практически полностью их истребив. И чего больше - вреда или пользы – принесет для Ставрополья воплощение в жизнь очередной стройки века? - вопрос, который, несмотря на шумную презентацию проекта, остается открытым. Так что главная дискуссия вокруг строительства канала еще впереди, и подумать есть над чем.

Если, например, еще полгода назад на КМВ к 2026 году (срок окончания строительства ОЭЗ) планировали принимать около 2,5 миллионов отдыхающих, то сегодня эту цифру сократили вдвое – в противном случае естественному обновлению природных ресурсов курорта быстро придет конец.

Кстати, в середине мая конкурс на разработку общей для всех семи региональных ОЭЗ туристско-рекреационного типа стратегии выиграла немецкая консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants GmbH, которая уже работает вместе с рядом российских организаций. Первоначально в крае предусматривали освоить 14 земельных участков, а теперь говорят, что их будет меньше. Основной аргумент корректировки – нет смысла обустраивать коммунальной инфраструктурой несколько гектаров земли. Поэтому что конкретно появится на Кавминводах – гостиницы, аквапарки, гольф-клубы или горнолыжная трасса, – станет известно только в конце лета.

 

Олег ПАРФЕНОВ

 

Инвестиционные проекты Ставропольского края, представленные на экономическом форуме в Санкт-Петербурге:

 

  • международный морской канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями;

  • российская национальная система контроля геофизических явлений и изменений в реальном времени на КМВ;

  • транспортная навигационная система (определяет координаты любого транспортного средства, а для автомобилей позволяет прокладывать оптимальный маршрут по федеральным трассам и в населенных пунктах, в том числе с учетом «пробок»);

  • торгово-развлекательный комплекс с аквапарком в Ессентуках;

  • организация на территории края производства полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения (замкнутая технологическая цепочка от переработки нефти до выпуска ПЭТ-упаковки);

  • «Дворец зимних видов спорта» в Ставрополе (две ледовые арены, фитнес-клуб, спортзал, каток для детей);

  • реконструкция и строительство на КМВ новых микрорайонов с комплексом мини-пансионатов;

  • создание на санаторно-курортных и коммунальных объектах края солнечных систем теплоснабжения;

  • достройка электростанции «Егорлыкская ГЭС-2»;

  • создание на базе Казьминского месторождения геотермальных вод комплексного предприятия, куда войдут сельскохозяйственное производство и станция, генерирующая электрическую и тепловую энергию.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях