Гимназия №9 в Ставрополе открыла в своих стенах художественную галерею, смело раздвинув рамки стандартного образовательного процесса
Идею создания школьной художественной галереи директор музея изобразительных искусств Зоя Белая вынашивала давно. Казалось бы, что тут неподъемного: развесил картины по стенам и - радуйся. Только вот от замысла до практического воплощения всегда лежит огромная пропасть, а в тонкой сфере искусства проекты вызревать могут годами. А там уж как бог даст: время может с идеей обойтись так, что от нее и следа не останется. А может облечь ее во что-то цельное и стоящее, но это уже чрезвычайная редкость.
Идее со школьной галереей повезло - в музее ее оберегали и пропасть не дали. Но еще больше повезло девятой гимназии, где идея обрела жизнь. Случилось это, понятно, не сразу, и поспорить жарко пришлось, и поволноваться изрядно. Создавали галерею на каникулах втайне не только от учеников, но и от учителей, за исключением тех, без кого совсем уж не обойтись было. Готовили сюрприз!
Могу представить себе удивление детей и взрослых, которые вместо привычного, наскучившего пейзажа в трех залах гимназии вдруг обнаружили сотни репродукций и картин, мольберты, палитры, кисточки, тюбики с краской, наброски и зарисовки именитых мастеров.
О том, что в гимназии от- крыли галерею, я, конечно, знал, но в масштабность начинания, откровенно говоря, не верил. А когда увидел своими глазами, даже засомневался в обратном: может, не стоило так объемно и всеохватно подходить?..
Впрочем, объяснение своим сомнениям отыскал без труда: привыкли мы делать все с какой-то робостью, ужимками. И не в деньгах дело порой, а в том, что смелости недостает. Вроде и мероприятие провели нужное, а до сути не добрались. Гостей созвали, а расходятся они с постными лицами. В общем, с претензиями у нас все в порядке, а вот с реализацией, бывает, не тянем.
Стоило понять это, как все встало на свои места, а состояние «испуга» сменилось искренним восторгом: «Вот так да! Ну и молодцы! Здорово-то как, а!»
А что еще скажешь? Просто молодцы!
Тематику выставок подобрали в соответствии с обкатанными уже музейными образовательными программами «Классическое наследие», «Искусство и литература», «Рассказы о художниках», а сама галерея охватывает три направления.
Первый зал назвали «Встреча с искусством». Здесь знакомят с репродукциями работ отечественных классиков из фондов Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. Большинство произведений создано в XIX - начале ХХ века, когда в изобразительном искусстве оформилась национальная школа художественного мастерства на реалистической основе. Это и многообразие видов и жанров, и выдающиеся мастера живописи, передвижники: Шишкин, Левитан, Боголюбов, Поленов, Крамской, Куинджи, Саврасов, Перов…
Экспозицию следующего зала - «Лермонтовский Кавказ» - составили, как правило, из репродукций произведений известных ставропольских мастеров, имеющихся в музейном собрании.
Кавказ - он и полный опасностей, и щедрый, и сохранивший память о древних цивилизациях, и сказочно прекрасный, и вдохновенный. Среди представленных на этой выставке работ - поразительной красоты виды Дербента и Тифлиса, ингушских, дагестанских и чеченских аулов, заоблачно высокие горы, бездонные, глухие ущелья и люди, населяющие эти места: лудильщики, мастеровые, пастухи, воины. Тут же - сцены торжеств, отдыха, сражений, среди которых и знаменитая битва при Валерике, где поручик Лермонтов явил опыт хладнокровного мужества.
По воспоминаниям современников поэта, он преградил путь к лесу сильной неприятельской партии, из которой лишь малая часть обязана была спасением резвости и выносливости лошадей. «Я хорошо помню Лермонтова, - рассказывал К.Х. Мамацев историку кавказских войн В.А. Потто. - Как сейчас вижу его перед собой то в красной канаусовой рубашке, то в офицерском сюртуке без эполет, с откинутым назад воротником и переброшенной через плечо черкесской шашкой…»
Главным же залом галереи стала «Мастерская художника», посвященная творчеству в прошлом ученика девятой гимназии, а ныне столичного жителя, одного из лучших продолжателей высоких традиций русской реалистической школы Юрия Орлова. «Мастерская» воссоздает рабочее пространство художника: инструменты, готовые и незавершенные работы, накопленный в командировках архив рисунков, зарисовок, черновых набросков, книги по живописи, фотографии родных людей, чайничек, чашки…
В Москве Юрий Александрович живет давно, там у него ученики, почитатели, выставки, которых за три десятилетия творческой деятельности накопилось с полторы сотни. Там пришло признание - работы мастера хранятся в десятках музеев, в том числе в знаменитой Третьяковке.
Нашему зрителю, не совсем представляющему, что есть современное искусство, художник дарит исконно русские виды с их упругими излучинами рек, кряжистыми соснами, взлохмаченными березами, заливными лугами, разогретыми мартовским теплом черноземными боками косогоров...
Душу художника волнуют старые, заброшенные особняки бывших дворянских усадеб, величественные храмы и покосившиеся сельские часовенки в Торжке, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире, Твери, Пскове, Тригорском, Михайловском… Там он черпает вдохновение, дышит полной грудью, проникается философией уединенной жизни, чтобы потом увиденное, пережитое, переосмысленное запечатлеть на холсте.
Орлов художник не плодовитый. Он, как собиратель старины, прилежно собирает детали в набросках, а потом, в мастерской, оживляет их. Эта его дотошность проявляется в портретах и тематических работах - жанрах почти забытых и отринутых, ибо они требуют времени, усидчивости, напряжения и умения обобществлять.
Особую любовь Юрий Орлов питает к натюрморту, через который умудряется даже передать настроение. Натюрморты пишет самые разные. Есть со скрытым философским подтекстом, когда старое блюдо с восточным орнаментом отбрасывает густую тень, напоминая о вечности и бренности всего сущего. Но есть сочные, брызжущие соком виноградные грозди, есть филиппинские ананасы и русские огурцы.
Вот так, органично и смело раздвинув рамки стандартного образовательного процесса, изобразительное искусство вошло в одну из самых больших в городе гимназий. И это еще тем ценнее, что событие произошло в нижней части города, где дефицит культуры и досуга особенно ощутим.
Если «Мастерская художника» - экспозиция постоянная, то две другие будут обновляться. Планов по работе галереи полно, и в этом смысле гимназия и музей связаны на века - музейные уроки, экскурсии для родителей и детей из соседних школ, презентации, встречи с художниками, мастер-классы… Короче, все только начинается.
И как учителя теперь будут реагировать на то, что их подопечные рисуют на уроках, скажем, биологии или химии? А что, если на задних партах, подальше от учителя, подрастают будущие Шишкины и Орловы?..
Добавить комментарий